Наука и техника Наука и техника - Биологические предпосылки
  11.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Биологические предпосылки
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Биологические предпосылки
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
05.10.2010 г.
Биологические предпосылки возникновения сознания
1. Есть ли сознание у животных?
Природа любого явления может быть понята, если это явление рассматривается в сложных взаимосвязях с другими явлениями, в процессе его возникновения и развития. Исторический подход к явлениям сознания необходим для понимания их сущности. Этот подход требует ответа на вопрос о том, каковы истоки формирования сознания, существует ли какая-нибудь связь между разными формами и ступенями отражения, есть ли биологические предпосылки возникновения человеческого способа отражения действительности, каковы этапы развития сознания.
Для ответа на эти вопросы необходимо привлечение данных многих отраслей знания - эмбриологии, антропологии, археологии, сравнительного языкознания, сравнительной физиологии, истории философии, искусства, религии. Среди этих отраслей знания одно из важных мест занимает психология, история развития психики животных. И. М. Сеченов указывал, что началом изучения психического должно быть изучение психических явлений в детском возрасте и изучение развития психики У животных. Определяя те области знания, из которых Должна сложиться диалектика, В. И. Ленин в ряде других научных дисциплин указывает на историю умственного развития ребенка и историю умственного развития животных. Последняя особенно важна для выяснения биологических предпосылок формирования сознания человека.
Оценивая значение эволюционного учения Ч. Дарвина в истории естествознания, Ф. Энгельс писал, что благодаря установлению эволюционного развития организмов «не только стало возможным объяснение существующих  представителей  органической  жизни,  но  и дана основа для предыстории человеческого духа, для прослеживания различных ступеней его развития, начиная от простой, бесструктурной, но ощущающей раздражения протоплазмы низших организмов и кончая мыслящим мозгом человека. А без этой предыстории существование   мыслящего   человеческого   мозга   остается чудом». В изучении развития психики животных Ч. Дарвину принадлежит одно из первых мест. Однако дарвиновская концепция умственного развития животных и человека не лишена серьезных недостатков. Так, указывая на развитие умственных способностей животных и человека в процессе эволюции, характер развития психических явлений от животных к человеку Дарвин представлял как процесс количественного роста, без резких качественных сдвигов. Такое понимание развития применялось Дарвином и к сравнительной характеристике умственных способностей высших животных и человека. Рассматривая процесс эволюционного развития психических способностей человека, Дарвин приходит к выводу: «Мы видели, что чувства и впечатления, различные эмоции и способности, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, рассудок и т.д., которыми гордится человек, могут быть найдены в зачатке, а иногда даже и в хорошо развитом состоянии у низших животных».
Отмечая наличие сходных психических процессов у животных и человека, существование следов, зачатков психических явлений, в развитом виде присущих только человеку, Дарвин преувеличивает значение этих зачатков, антропоморфизирует поведение животных, оставляет в тени качественные особенности психики человека. По Дарвину, «основной разницы в общем характере умственного склада между человеком и животными не существует», что «как бы ни было велико умственное различие между человеком и высшими животными, оно количественное только, а не качественное». Умственные способности человека и низших животных, - писал он, не отличаются по своему качеству, хотя и отличаются неизмеримо по степени. Различие же в степени, как бы оно ни было велико, не дает нам права относить человека к отдельному царству. Это лучше всего можно видеть из сравнения умственных способностей двух насекомых -червеца (Coccus) и муравья, которые принадлежат к одному классу. Здесь различие больше, хотя и несколько иного рода, чем между человеком и высшими млекопитающими».
Недостатки Дарвина в представлении о характере развития психики животных, во многом оправдываемые необходимостью подчеркивать сходство, а не различие, чтоб утвердить эволюционный принцип в биологии, некоторыми из его последователей были умножены. Так, один из ближайших учеников Дарвина - Рокмене, углубляя эти недостатки, дошел до крайнего антропоморфизма.
Наблюдая поведение низших обезьян, Ромене уже у них находит разумную деятельность, аналогичную человеческой. Более поздние исследователи, не имея достаточного экспериментального материала и фактов, полученных при наблюдении животных в естественных условиях, приходили также к выводу, что высшие и низшие обезьяны обладают психическими способностями, свойственными человеку.
Вопрос о сходстве и различии психики животных и психики человека еще более остро встал, когда ученые Для подтверждения своих взглядов стали ссылаться на широкий экспериментальный материал и данные, сообщаемые наблюдателями естественного поведения животных. Характерным для нашего века в решении этого вопроса является согласие многих ученых с положением Келера о том, что обезьяны обладают интеллектуальными способностями, подобными человеческим, обнаруживают ту форму поведения, которая является специфически человеческой По мнению Келера, «у шимпанзе Разумное поведение того же самого рода, что и у человека». Эта позиция была по существу принята Харлоу, Гюйомом и Мейерсоном. Через основные труды Иеркса, посвященные исследованию психики обезьян,  красной нитью проходит мысль о качественном сходстве психических способностей человека и обезьян. Указывая на то, что для человека характерно более высокое развитие социальных традиций, культуры, членораздельной речи, абстрагирование, способность к обучению с пониманием и обоснованием, репродуктивному и творческому воображению,  Иеркс  считает, что  все  эти  функции имеют место и у шимпанзе.
В этой краткой исторической справке, может быть, и не было бы особой нужды, если бы и в настоящее время вокруг этой проблемы не было бы споров.
Задача научного решения этой проблемы состоит в том, чтобы показать, какими особенностями характеризуется психическое отражение, на каком уровне оно возникает, каковы характерные черты сознательного отражения, чем обусловлено его возникновение. Некоторые из психологов считают понятия сознания и психики тождественными и употребляют их в одинаковом смысле. С их точки зрения, сознанием обладает не только человек, но и животные.
Большинство психологов согласно с представлением о том, что в простейших формах психические процессы возникают в животном мире и в ходе эволюции нервной системы эти процессы развиваются. Но даже самые высшие формы психического отражения, имеющие место у человекообразных обезьян, являются неосознанными. Осознанность - это типичная, специфическая, характерная особенность психических процессов человека. Возникновение этой особенности знаменовало возникновение нового качества психического отражения - сознания, свойственного только человеку. Понятие психики шире понятия сознания. Если первое относится как к человеку, так и к животным, то последнее свойственно только человеку.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam