Наука и техника Наука и техника - Физиологические основы сознания
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Физиологические основы сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Физиологические основы сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
07.10.2010 г.
Мозг и психика. Физиологическое и психическое
Вопрос о природных основах сознания имеет как общефилософское, так и специальное естественнонаучное значение. Для философии решение этого вопроса важно потому, что оно непосредственно касается основного вопроса философии. Известно, что решение вопроса об отношении материи и духа, бытия и сознания опирается на тот или иной уровень развития естествознания. Вместе с тем в естествознании общефилософские проблемы находят свою конкретизацию.
В частности, конкретизацией решения основного вопроса философии в психологии является так называемая психофизическая проблема, или проблема отношения мозга и сознания.
Несмотря на колоссальные успехи естествознания вообще и тех отделов его, которые изучают деятельность организма, нервной системы, мозга, и в настоящее время еще имеют место утверждения о том, что психические явления не связаны с физиологической деятельностью мозга. Открыто религиозным представлениям по этому вопросу вторят взгляды некоторых естествоиспытателей, которые сами непосредственно имеют дело именно с исследованием деятельности нервной системы. Так, один из крупных исследователей нервной системы - Шеррингтон, касаясь проблемы отношения мозга и сознания, со всей откровенностью заявил, что сознание и мозг представляют собою две друг с другом не связанные системы, что деятельность мозга не имеет отношения к возникновению сознания. Если мозг, представляя собою материальную систему, по мнению Шеррингтона, является предметом естествознания, то на изучение сознания компетенция естественных наук не распространяется. Убедительную критику концепции Шеррингтона дал И. П. Павлов, Положение Шеррингтона о неприменимости к исследованию деятельности головного мозга концепции условных рефлексов вместе с исходной позицией Шеррингтона И. П. Павлов оценил как откровенный дуализм, с точки зрения которого человек делится на смертное тело и не связанный с ним неумирающий дух. «Сравнивая законы головного мозга и его механизмы, - говорил И. П. Павлов о Шеррингтоне, - он приходит к чрезвычайно странному заключению. Он, оказывается, до сих пар вовсе не уверен в том, что мозг имеет какое-нибудь отношение к нашему уму. Невролог, всю жизнь проевший зубы на этом деле, до сих пор не уверен, имеет ли мозг какое-нибудь отношение к уму? Это чисто дуалистическое представление. Это значит декартовская точка зрения: мозг это есть рояль, пассивный инструмент, а душа это есть игрок, который извлекает из этого рояля всякие арии и все, что хочет. Очевидно так».
О дуалистической позиции Шеррингтона свидетельствует его положение о том, что концепция сознания разрушит ту преграду, которая неразумно воздвигнута на пути единства индивида, если она в человеческий индивидуум поместит бессмертную душу. С точки зрения Шеррингтона, природа и сознание представляют собой две различные, не связанные друг с другом сущности. Человек является связующим звеном между ними.
Исходная дуалистическая позиция, заключающаяся в разрыве сознания и материи, определяет дальнейший ход мысли, направленной на установление между сознанием и материей связей, формулирование закономерностей взаимодействия между ними. Разорванные с самого начала системы необходимо было как-то соотнести друг с другом, указать на характер их взаимоотношений. Задача раскрытия соотношения материи и сознания стоит перед многими исследователями. Но решение ее определяется общетеоретическими позициями авторов. Широко распространенной является дуалистическая концепция в решении проблемы «мозг и психика». Представители этой точки зрения сами говорят о том, что их теории взаимодействия являются разновидностью дуализма и эти теории будто бы наиболее приемлемы для решения проблемы соотношения мозга и психики. Исходная теоретическая позиция их находит якобы свое естественнонаучное подтверждение, раскрытие. Так, например, по мнению Эдриана, задача исследования заключается в том, чтобы выяснить, когда и при каких обстоятельствах сознание вмешивается в ход нервных процессов.
Дуалистическую формулировку общей задачи, которая представлена у Эддингтона, Шеррингтона, Эдриана и других авторов, другие исследователи пытались дополнить характеристикой того, как сознание устанавливает связь с мозгом. Наиболее известная в этом отношении попытка содержится в трудах одного из крупных современных физиологов Англии - Икклза. В одной из своих статей Икклз ставит своей задачей раскрыть условия, при которых между мозгом и сознанием, самими по себе не связанными, устанавливается связь. Таким образом, задача заключается не в том, чтобы выяснить, при каких условиях возникает сознание, или каким образом мозг порождает сознание, а в том, чтобы ответить на вопрос, при каких условиях мозг и сознание, существующие врозь, связываются между собой. Так, в указанной статье Икклз отмечает, что установить связь сознания с мозгом возможно потому, что мозг обладает только ему свойственной функцией восприятия (детекторная функция). Для установления связи сознания с мозгом, по мнению Икклза, необходим определенный уровень активности коры головного мозга. Снижение этого уровня неизменно влечет за собой разрыв связи сознания и мозга. Икклз считает, что влияние сознания на мозг осуществляется путем воздействия сознания на невроны, в частности на синапсы. Это влияние осуществляется потому, что сознание способно изменить положение синапса, переместив его на определенное расстояние (в пределах ультрамикроскопических величин). В связи с тем что между невронами нервных клеток мозга существуют многообразные связи и возбуждение проводится через сеть невронов, то путем перемещения сознанием синапса осуществляется влияние сознания на материю мозга.
В развернутом и наиболее разработанном виде концепция Икклза изложена им в монографии «The Neurophysiological Basis of Mind» (1953 г.). В этой книге, ссылаясь на новейшие данные физиологии, в частности электрофизиологии, Икклз солидаризируется с позицией Эддингтона, Шеррингтона, Эдриана, Кларка в решении проблемы «мозг и сознание».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam