Наука и техника Наука и техника - Связь сознания с мозгом
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Связь сознания с мозгом
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Связь сознания с мозгом
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
07.10.2010 г.
В качестве исходного момента в естественнонаучном понимании проблемы соотношения мозга и сознания Икклз принимает сформулированные Шеррингтоном и Эдрианом положения о том, что связь сознания с мозгом осуществляется в коре при участии диэнцефалических центров. Нервные импульсы из этих центров поддерживают необходимую активность коры. 
Чтобы между сознанием и мозгом установилась связь, необходим высокий уровень этой активности. Активность проявляется в возникновении нервных разрядов, в генерализации импульсов в невронах коры головного мозга.
Развивая представления о детекторной функции коры, отличающей ее чувствительность от чувствительности любого физического инструмента, Икклз выдвигает положение о том, что любая форма колебаний сознания копируется пространственно временными формами колебаний нервной активности. Пытаясь каким-то образом понять, как происходит копирование в нервных изменениях того, что происходит в сознании, Икклз формулирует свою позицию следующим образом: «Связь мозг - сознание идет в двух направлениях, от мозга к сознанию в такой же степени, как от сознания к мозгу в волевых актах. Имеющиеся данные о мозге дают основу для гипотезы влияния сознания на мозг. Обратный путь - как специфические колебания активности мозга воспринимаются сознанием - более темен; но, по-видимому, если сознание может оказывать влияние на динамические пространственно-временные формы активности в коре и само имеет какие-то пространственно-временные формы колебаний, то можно бы ожидать, что оно будет доступно для действия в обратном направлении».
Несмотря на то что в своих взглядах Икклз использует новейшие данные науки о деятельности мозга, эти взгляды остаются на уровне дуалистических представлений о соотношении мозга и сознания.
Основное содержание дуалистических представлений не изменилось со времен Декарта. Меняется только их форма и способ аргументации.
Положение психофизической проблемы на стыке философии и естествознания, ее мировоззренческое значение, недостаточное естественнонаучное обоснование служат причиной того, что психофизическая проблема постоянно приковывает внимание как естествоиспытателей, так и философов. В разные периоды развития естествознания меняется способ обсуждения этой проблемы. До середины XIX в., когда лишь только начинались эксперименты по физиологии нервной системы, главной естественнонаучной основой для обсуждения этой проблемы служили анатомические и морфологические исследования. Психофизическая проблема в связи с этим выглядела как проблема локализации в мозгу психических процессов. С развитием физиологии, особенно физиологии высших отделов нервной системы, бесспорно доказавшей материалистическое положение о том, что сознание является функцией мозга, психофизическая проблема стала рассматриваться как проблема отношения физиологических и психических явлений.
Особенно оживленное обсуждение этой проблемы развернулось в последнее десятилетие, в частности после известной сессии двух академий в нашей стране, посвященной физиологическому учению И. П. Павлова.
Оживившаяся экспериментальная работа и теоретическое освоение учения И. П. Павлова, высокая оценка его как естественнонаучной основы марксистско-ленинской теории познания и советской психологии потребовали четкого ответа на вопрос об отношении физиологических и психических явлений. В ряде специальных дискуссий центральное место занимал этот вопрос (дискуссия 1953-1954 гг. в журналах «Советская педагогика» и «Вопросы философии»), вышло также несколько книг, где проблема физиологического и психического является одной из главных проблем.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam