Наука и техника Наука и техника - Соотношения физиологических и психических явлений
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Соотношения физиологических и психических явлений
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Соотношения физиологических и психических явлений
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
07.10.2010 г.
В связи с трактовкой психофизической проблемы в современном ее виде как проблемы соотношения физиологических и психических явлений обсуждению подвергся вопрос о соотношении психического и форм движения материи. Вопрос этот, как известно, поставлен довольно давно, однако в связи с новым его аспектом (с необходимостью характеристики соотношения физиологического и психического) снова возникает потребность вернуться к его обсуждению. 
Прошедшие дискуссии, вышедшие в свет работы по вопросу об отношении сознания и форм движения материи выявили существование двух крайних позиций. Сторонники одной из них утверждают, что сознание является формой движения материи, прямо противоположную точку зрения отстаивают авторы, которые полагают, что сознание нельзя трактовать как форму движения материи, хотя бы и высшую.
Энгельс, отстаивая материализм в борьбе с идеализмом, подчеркивал положение о том, что единство мира заключается в его материальности и что все существующее в мире представляет собою разные формы движения материи. Мышление и сознание не представляют в этом отношении исключения. «Движение, рассматриваемое в самом общем смысле слова, т. е. понимаемое как форма бытия материи, как внутренне присущий материи атрибут, обнимает собою все происходящие во вселенной изменения и процессы, начиная от простого перемещения и кончая мышлением». Характеризуя в другом месте отношение материи и движения, Энгельс указывал, что «движение материи -это не одно только грубое механическое движение, не одно только перемещение; это - теплота и свет, электрическое и магнитное напряжение, химическое соединение и разложение, жизнь и, наконец, сознание».
Представители первой из указанных выше точек зрения, ссылаясь на Энгельса, утверждают, что мысль, сознание представляют собой форму движения материи. При этом у некоторых авторов их рассуждения приобретают ярко выраженный вульгарно-материалистический вид. Так, В. М. Архипов пишет: «Психика есть одна из форм движения материи; следовательно, психика - явление, протекающее во времени и пространстве. Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении; психика - явление чувственное, которое можно «взять в руки». Такова точка зрения диалектического материализма и, в частности, Энгельса, который в выражениях, не допускающих кривотолков, утверждает, что психика есть форма движения материи».
Позицию диаметрально противоположную занимают авторы (Н. А. Хромов и др.), которые утверждают, что представления о сознании как форме движения материи «не имеют ничего общего с марксистско-ленинской теорией отражения; классики марксизма-ленинизма доказывают, что психика не сводима ни к форме движения материи, ни к самой материи».
Обе крайние позиции, представленные, в частности, Архиповым, с одной стороны, и Хромовым - с другой, не могут удовлетворить диалектико-материалистическое понимание действительного соотношения сознания и материи. В чем их недостатки, в каком направлении надо искать ответа на вопрос о характере отношений материи и сознания?
Ошибочность сторонников позиции, отрицающей определение сознания как формы движения материи, заключается в отрыве сознания от материи, в чрезмерном противопоставлении первого последней. За видимостью их борьбы с вульгарным материализмом может быть обнаружено идеалистическое понимание соотношения материи и сознания. Источником такого понимания является метафизическое противопоставление материи и сознания. Само же противопоставление в свою очередь является следствием разрыва движения и материи. Идеалисты, признавая движение, изменение сознания, мыслей, считают эти изменения результатом внутренней спонтанно действующей психической способности. Движение мыслей, с их точки зрения, не связано с движением материи. «Идеалист, - писал В. И. Ленин, - и не подумает отрицать того, что мир есть движение, именно: движение моих мыслей, представлений, ощущений. Вопрос о том, что движется, идеалист отвергнет и сочтет нелепым: происходит смена моих ощущений, исчезают и появляются представления, и только». Подчеркивая движение, идеалисты теряют из виду то, что движется. Материя исчезает, остается лишь движение. Не соглашаясь с определением сознания как формы движения материи, настаивая на специфичности сознания, на его несводимости к материи, представители этой точки зрения по существу отрывают психическое от материального, превращают сознание в самостоятельную сущность.
Неправильна и позиция некоторых сторонников определения сознания как формы движения материи. Их ошибка состоит в том, что, характеризуя сознание, мышление как форму движения материи, они само движение сводят к материи. Из этого сведения логически следует утверждение, что сознание является чем-то материальным. Оно материально настолько, что его, как утверждает В. М. Архипов, можно «взять в руки».
Диалектический материализм, подчеркивая причинную материальную обусловленность сознания, связь сознания с материей, не сводит сознание к материи.
Соотношение сознания с движением материи наиболее точно и полно выразил В. И. Ленин, когда писал, что взгляды материализма состоят не в том, «чтобы выводить ощущение из движения материи или сводить к движению .материи, а в том, что ощущение признается одним из свойств движущейся материи» . Таким образом, сознание это не материя и не движение, а свойство движущейся материи. Такому пониманию соответствует определение сознания как свойства высокоорганизованной материи. В мире действительно нет ничего, кроме движущейся материи. Сознание не является каким-то самостоятельным началом. Началом всего является материя. Монизм диалектико-материалистической теории заключается в том, что все существующее признается видоизменением, разными формами материи. Вместе с тем диалектический материализм утверждает, что на определенном уровне развития материи у нее появляется свойство отражать вне человека существующую действительность в форме идеальных, умственных образов. Своеобразие этого свойства, его специфичность по сравнению с другими свойствами материи заключается именно в его идеальности. Сознание не является своеобразной субстанцией, сущностью. Оно лишь своеобразное свойство, проявление материальной сущности. Подобно любому свойству материи, сознание возникает только во взаимодействии объективных предметов и явлений. Оно возникает в результате материального взаимодействия. Вне этого взаимодействия сознания не существует. Однако ни то, что сознание является свойством особым образом организованной материи - мозга, ни то, что оно возникает в результате взаимодействия материальных систем - человека и внешнего мира, не означает, что само сознание материально. Какими бы оговорками ни сопровождалось утверждение о материальности сознания, какие бы аргументы ни приводились в его пользу, в конечном результате оно неминуемо ведет к вульгарно-материалистическим выводам.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam