Наука и техника Наука и техника - Материалистический монизм
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Материалистический монизм
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Материалистический монизм
Рейтинг: / 5
ХудшаяЛучшая 
07.10.2010 г.
Диалектико-материалистическая точка зрения заключается не в том, чтобы, последовательно проводя принцип материалистического монизма, отрицать реальность идеального, а в том, чтобы, исходя из того же принципа, объяснить возникновение особого свойства материи - отражать объективную действительность в форме идеальных образов. Монизм в данном случае заключается в том, что идеальное рассматривается как производное от материального. 
Производность идеального, психического заключается в том, что оно, во-первых, является результатом, продуктом деятельности материального органа - мозга, и, во-вторых, в том, что идеальное представляет собой снимок, копию, отражение материального мира. Но, признавая существование материальных источников сознания, не следует сознание отождествлять с материей, или, что по существу то же самое, утверждать, что сознание является материальным. Попытка некоторых авторов (Ф. Ф. Кальсин) выйти из затруднительного положения путем разграничения понятий «материя» и «материальное», как субстанции и свойства, не приводит к успеху. В конечном итоге она также остается в рамках вульгарно-материалистической трактовки соотношения материи и сознания. Дело по существу не меняется, если сознание считается не материей, а материальным свойством. От воззрений вульгарных материалистов XIX в. эту точку зрения отличает только то, что она материю заменяет материальным. В данном случае проблема соотношения бытия и духа, материи и сознания не разрешается, а просто перестает быть проблемой. Вопрос, обсуждаемый во всей истории философии, как основной вопрос всякого мировоззрения, становится неправомерным. Из основного вопроса он превращается в один из частных вопросов о том, как соотносятся между собою разные свойства материи, которая является субстанцией. При этом имеется в виду, что у материи могут быть свойства только материальные. Исходная материалистическая мысль о связи сознания с материей, метафизически доведенная до отождествления идеального и материального, в конечном итоге льет воду на мельницу идеализма.
Диалектико-материалистическое решение проблемы материального и идеального исходит из рассмотрения связи сознания с материальной деятельностью мозга и характеристики сознания как отражения действительности. В существующей советской философской и психологической литературе как бесспорное принято положение о том, что сознание, как отражение действительности, нельзя отождествлять с отражаемой действительностью. Образ предмета - это, разумеется, нечто отличное от самого предмета. Ссылаясь на высказывание В. И. Ленина об абсолютной противоположности материи и сознания в пределах гносеологического вопроса, большинство авторов утверждает, что вне этих пределов противоположность материи и сознания относительна. С переходом к характеристике этой относительной противоположности начинаются горячие дискуссии. В ходе обсуждений поднимается вопрос о том, в чем заключается противоположность материи и сознания за пределами основного гносеологического вопроса и до какой степени эта противоположность относительна.
В связи с достижениями павловского физиологического учения и признанием высшей нервной деятельности основой сознания проблема материи и сознания приобретает конкретный вид как проблема соотношения сознания и высшей нервной деятельности. Среди советских ученых (философов, психологов, физиологов) не найдется сейчас никого, кто бы не считал, что высшая нервная деятельность имеет непосредственное отношение к возникновению сознания. Разные точки зрения существуют по вопросу о том, каково это отношение.
Общефилософский вопрос об отношении сознания к движущейся материи, понимание сознания как свойства движущейся материи конкретизируется в обсуждении проблемы соотношения высшей нервной деятельности и сознания. До последнего времени в этой конкретизированной форме вопрос об отношении материи и сознания не перестает обсуждаться. Живой интерес к нему объясняется большим его значением для философии, но еще большим значением для физиологии высшей нервной деятельности и психологии. С его решением связано определение предмета психологии, выяснение соотношения психологии и физиологии высшей нервной деятельности, оценка и выбор методов исследования психических явлений. Этот комплекс важных и сложных вопросов в данной книге рассматриваться не будет. Он требует специального серьезного исследования. Вопрос об отношении высшей нервной деятельности и психики затрагивается здесь лишь в связи с основной задачей данной части работы - дать характеристику физиологической основы сознания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam