Наука и техника Наука и техника - Об условном рефлексе
  21.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Об условном рефлексе
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Об условном рефлексе
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
07.10.2010 г.
Положение И. П. Павлова об условном рефлексе как явлении одновременно физиологическом и психическом оспаривается и теми, кто вольно или невольно рассматривает условный рефлекс лишь как физиологическую деятельность, над которой каким-то образом надстраивается еще деятельность психическая. Высшая нервная деятельность, исходя из этой точки зрения, является лишь основой психической деятельности, ее механизмом. Высшая нервная деятельность представляется исключительно как деятельность физиологическая.
Неправильной являются позиции как тех, кто отождествляет высшую нервную деятельность с психической, считая первое явлением не физиологическим, а психическим, так и тех, кто высшую нервную деятельность считает явлением исключительно физиологическим. Как в том, так и в другом случае имеет место упрощение явления, обеднение сложного свойства материи, каким является высшая нервная деятельность.
Представление о том, что психическая деятельность есть высшая нервная деятельность и что условный рефлекс- это явление одновременно физиологическое и психическое, соответствует духу и букве павловского учения. Эти положения, в частности последнее из них, не являются просто оговоркой или отдельным высказыванием И. П. Павлова, а выражают суть его концепции. В этой связи следует упомянуть о некоторых высказываниях Т. Павлова по рассматриваемому вопросу. Т. Павлов пишет: «Марксистско-ленинская психология утверждает,  что психическое явление  представляет  собой внутреннюю, субъективную сторону высших физиологических нервно-мозговых процессов,  а  С. А. Петрушевский, неправильно используя отдельные цитаты из трудов  И.  П.  Павлова,  старается  убедить  нас,  что физиологическое явление есть одновременно и психическое. Но как именно? Всецело? Со всеми своими особенностями и при всех условиях? В одном и том же смысле? Сказать, что физиологическое явление есть одновременно и психическое, еще не значит определить точно и ясно природу этих двух явлений и их действительные взаимоотношения. Если физиологическое есть и психическое, а психическое есть и физиологическое без каких бы то ни было оговорок, то мы абсолютизируем и метафизически отождествляем психическое с физиологическим и, следовательно, упрощаем павловское учение.  Если же это не так, нужно ясно и убедительно сказать об этом и раскрыть, что такое психическое и что такое физиологическое, каковы взаимоотношения между ними, в чем состоит их диалектическое единство и в чем их диалектическое различие и относительная противоположность; почему, например, психическое не существует и не может существовать без физиологического, но физиологическое существует и может существовать без психического?»  Приведенное высказывание из книги Т. Павлова содержит в себе неточную оценку так называемых отдельных цитат И. П. Павлова. И. П. Павлов не говорит, что физиологическое есть одновременно и психическое. И. П. Павлов указывает, а С. А. Петрушевский в данном случае только передает его мысли, что условный рефлекс есть явление одновременно и физиологическое и психическое. Из толкования же этого положения следует, что условный рефлекс только физиологическое  явление, а высшая  нервная деятельность сводится к физиологии высшей  нервной деятельности.  Условный  рефлекс представляет собой элемент, единицу высшей нервной  деятельности. Возражая против отождествления более широкого понятия «высшая нервная деятельность» с более  узким  понятием   «физиология   высшей    нервной   деятельности», Т. Павлов но существу это отождествление оставляет в силе, когда рассматривает часть, в известном смысле клеточку высшей нервной деятельности - условный рефлекс. Подчеркивая специфику психического, его отличия от физиологического, не следует эти отличия и специфику искать вне высшей нервной деятельности, другими словами говоря, вне условно-рефлекторной деятельности. Всякая попытка представить высшую нервную деятельность как явление исключительно физиологическое, а в равной степени и представление о том, что условный рефлекс не заключает в себе ничего, кроме физиологического, приводит к отрыву психического от физиологического, идеального от материального. Такая позиция противоречит основному содержанию павловского учения о рефлекторной природе психических явлений.
Согласно учению И. П. Павлова, психическая деятельность есть высшая нервная деятельность, психическое возникает в результате осуществления связей организма со средой. Условный рефлекс как раз и является такой формой связи. Само понятие рефлекторной деятельности заключает в себе определение этой формы связи как отражательной. Отражение, характерное для рефлекторной деятельности, составляет сущность психического.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam