Наука и техника Наука и техника - Основной теоретический аргумент
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Основной теоретический аргумент
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Основной теоретический аргумент
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
07.10.2010 г.
Основной теоретический аргумент в пользу высшей интегрирующей роли центрэнцефалической системы состоит в подчеркивании существования единого нервного органа (центрэнцефалической системы) и его центрального расположения  по отношению к другим  отделам головного мозга. Центральное расположение обеспечивает будто бы наилучшую связь этой системы с другими частями мозга, а ее единичность - единство психических процессов и синтез возбуждений, поступающих в разные анализаторные системы мозга.
Так, возникновение единого зрительного образа объясняется, согласно теории центрэнцефалической системы, как результат интегрирующей деятельности центральной ретикулярной сети ствола. Ведущую роль в образовании зрительного образа играют, таким образом, не связи коры с двухсторонне  представленными центрами таламуса, а связи коры с центральной ретикулярной сетью ствола. Единство органа определяет с этой точки зрения единство психического явления. Целостная согласованная деятельность всего мозга является будто бы результатом интегрирующей деятельности центрэнцефалической системы. Экспериментальные исследования, полученные электрофизиологическими,   нейрохирургическими,   нейроно-графическими и другими методами, представляют большой интерес для уяснения сложнейших связей между разными отделами мозга, в частности между корой и подкорковыми образованиями. Эти исследования должны быть тщательно изучены, проверены, и многие из них станут бесспорным достоянием науки. Однако авторы теории центрэнцефалической системы исходили из ложных теоретических философских позиций, поэтому и пришли к выводам, противоречащим истинному пониманию проблемы локализации функций в мозгу, о функциональной роли разных отделов головного мозга. Наиболее отчетливо эти выводы, хотя они высказывались и раньше, прозвучали в докладах на симпозиуме (1953 г.), посвященном специально проблеме локализации функций в мозгу. Само название симпозиума- «Brain Mechanisms and Consciousness» свидетельствует о постановке на обсуждение не просто экспериментальных данных, а широкой мировоззренческой проблемы отношения материи и духа, мозга и сознания. В центре внимания участников симпозиума было обсуждение роли ретикулярной формации, как активирующей системы, и существо теории центрэнцефалической   системы.   Отмечая,   что   в настоящее время существуют три точки зрения на соотношение материи и сознания, на локализацию сознания, Фессар - один из активных участников симпозиума, считает, что основная масса современных экспериментальных данных свидетельствует о том, что интеграция, в результате которой совершается  сознательная деятельность, осуществляется невронами ретикулярной формации мозгового ствола.  Он не соглашается с двумя другими точками зрения, согласно одной из которых сознание является функцией мозга,  работающего как нечто  целое, другой- что интегративная  функция  осуществляется  постоянно меняющейся динамической организацией индиферентной массы невронов, расположенных по всей коре головного мозга. По мнению Фессара, механизм сознания представляется в следующем виде: «Сенсорные проекции к рецептивным областям коры мозга через специфические пути;   бессознательное  формирование форм активности   в коре;   проекция  конкурирующих форм активности в центрэнцефалическую систему, где их взаимодействие дает более  высокую степень интеграции. Это кончается новой ориентацией отдельных восходящих импульсов, и в конечном счете происходит возникновение интегрированного   восприятия». Фессар   по существу соглашается с Пенфилдом, для которого понимание и произвольная деятельность, представляя собой главные характеристики сознания человека, являются результатом  функционирования неповрежденной, относительно обособленной области мозга, в которой совершается высший уровень нервной интеграции. Этой областью является центрэнцефалическая система. В качестве доказательства локализации сознательных процессов не в коре, а именно в центрэнцефалической системе Пенфилд указывает, что удаление любой   области коры головного мозга не влечет за собой потери сознания,  тогда как повреждение мозгового ствола всегда сопровождается потерей сознания. Исходя из прочно установившегося в этой теории представления о том, что с центрэнцефалической системой связано возникновение потока импульсов, вызывающих произвольную активность, воспроизведение результатов прошлого опыта, осуществление умственной деятельности, Пенфилд следующим образом характеризует механизм возникновения сознания. «Сознание,- говорит он, - становится возможным в результате взаимодействия мозговой коры и ганглионарных образований центрэнцефалической системы.
Чтобы избежать недоразумений, очевидно, лучше не называть ее центрэнцефалон, так как она состоит из проводящих путей и ганглионарных связей, делающих возможным центральную интеграцию между двумя полушариями. Это не сегмент, который можно грубо изолировать, так как она располагается в диэнцефалон, мезенцефалон и, возможно, простирается в метенцефалон. И только часть каждого из этих подразделений можно назвать центрэнцефалической.
Сенсорные пути, приносящие информацию из внешнего мира и из организма самого человека, проходят через диэнцефалон к коре и затем обратно в центрэнцефалическую систему.
Можно сказать, что в каждый момент жизни человека в центрэнцефалическую систему поступает одновременно большое количество информации (зрительные, звуковые, соматические) в форме нервных импульсов. Как правило, индивидуум не всегда осознает этот поступающий материал. Говорят, что он обращает внимание то на то, то на другое.
Те вещи, на которые обращено внимание, фиксируются (регистрируются) в височных областях больших полушарий. Я предполагаю, что эта фиксация должна осуществляться потоком импульсов из серого вещества центрэнцефалической системы к серому веществу коры височных областей. Мы можем принять, что индивидуум сознает, что интегрировано и затем - направлено к височным областям».
Таким образом, согласно Пенфилду, фиксация событий осуществляется височной областью коры. Импульсы от всех воздействующих на человека раздражителей воспринимаются, интегрируются и проецируются в височную область коры. Здесь осуществляется сравнение прошлых запечатлений и вновь поступивших раздражений. Результат, возникающий в процессе этой сравнительной деятельности, снова передается в центрэнцефалическую систему, являясь основой для формулирования плана действий. Согласно этому плану, центрэнцефалическая система путем посылки импульсов в двигательную область коры вызывает произвольную деятельность человека. Таким образом, центрэнцефалической системе принадлежит роль высшего интегратора, осуществляющего, направляющего произвольное сознательное поведение человека. Кора по существу - служит своеобразным промежуточным пунктом между центрэнцефалической системой и исполнительными органами. В случае произвольных движений кора передает по пирамидным путям к спинному мозгу и мышцам импульсы, поступившие в нее из центрэнцефалической системы.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam