Наука и техника Наука и техника - Вторичность сознания
  11.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Вторичность сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Вторичность сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Противопоставляя свои взгляды на духовную жизнь общества идеализму, классики марксизма обосновывали мысль, что общественное сознание вторично, производив от общественного бытия, т. е. обладает относительной, а не полной самостоятельностью по отношению к последнему. Разоблачая вульгарно-материалистический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания, они отстаивали ту же идею относительной самостоятельности духовных явлений, подчеркивая, что общественное сознание, будучи зависимым от общественного бытия, изменяется, развивается по своим внутренним законам и что духовные образования играют активную роль в жизни людей.
Раскрыть относительную самостоятельность идеологии - значит выяснить особенности данного явления, в том числе и внутренние закономерности его развития. Поэтому называть относительную самостоятельность идеологии закономерностью развития общественного сознания вряд ли оправданно.
Присущая общественному сознанию относительная самостоятельность обусловливает необходимость познания закономерных связей, существующих между общественным сознанием и общественным бытием, т. е. тех закономерностей, которые позволяют понять происхождение сознания, взаимодействие бытия и сознания, результатом которого является как развитие бытия, так и развитие сознания. Речь идет в данном случае прежде всего о закономерности соответствия общественного сознания общественному бытию. Такая закономерность обычно не выделялась, будучи заслоненной сверхобщей закономерностью «относительной самостоятельности идеологии», но она-то действительно существует. В силу ее действия общественное сознание постоянно стремится приспособиться к общественному бытию, а приспосабливаясь к нему, оно само изменяется и способствует изменению общественного бытия.
Действие закономерности соответствия общественного сознания общественному бытию связано с проявлением таких тенденций, как отставание сознания людей от их бытия, неравномерность развития тех или иных сторон сознания, «опережение» передовым теоретическим сознанием хода развития действительности.
Во всех предшествующих социализму общественных формациях сознание людей не выражало достаточно полно и адекватно общественное бытие людей, оно всегда содержало массу иллюзий и заблуждений. Одной из причин этого было то, что сознание господствующего класса, соответствующее его интересам, навязывалось всему обществу. Такое сознание, выступающее в качестве сознания общества в целом, не могло правильно отображать реальные отношения между людьми и в этом смысле отставало от общественного бытия.
Господствующие классы усугубляют, следовательно, отставание сознания от бытия, препятствуя истинному познанию реальных общественных отношений. Поэтому во всех классово антагонистических общественных формациях отставание сознания от бытия сказывается особенно остро. Общественное сознание при этом никогда полностью не соответствует материальным отношениям. Так, например, в эпоху становления и расцвета буржуазного общества духовные выразители его интересов идеализировали новый строй. Жизнь показала несостоятельность их представлений. Однако и ныне, в эпоху упадка капиталистического строя, его апологеты продолжают скрывать пороки буржуазного общества, дезориентируя людей, извращая их сознание.
Тенденция отставания общественного сознания от общественного бытия проявляется и при социализме. Иногда проявление ее усматривают в том, что в сознании отдельных членов социалистического общества сохраняются религиозные, частнособственнические, националистические и иные взгляды и представления, характерные для старого общества. Действительно, унаследованное от прошлого сознание не соответствует сложившимся при социализме общественным отношениям. Однако проявление рассматриваемой тенденции этим далеко не исчерпывается.
Социалистическая революция кладет начало формированию нового общественного бытия. Социалистическое производство, составляющее основу нового бытия, в отличие от предшествующих способов производства возникает не стихийно. Оно требует сознательной деятельности людей, установления производственных отношений в соответствии с требованиями объективных законов. Это означает, что становление нового общественного бытия одновременно предполагает и формирование социалистической сознательности людей. Становление нового общественного бытия и формирование социалистической сознательности широких народных масс, как показывает опыт развития социалистических стран, действительно совпадали во времени. Так, в СССР обобществление средств производства, налаживание управления производством, решение задач государственного и культурного строительства, осуществление индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства и других задач предварялись огромной идейно-воспитательной работой партии. В этих целях широко использовались печать, радио, кино, культурно-просветительные учреждения и другие средства идеологического воздействия на массы. Воспитательная и организационная работа партии в сочетании с практическим опытом самих масс по переустройству общественных отношений, по управлению Советским государством формировали коммунистическое сознание трудящихся.
Переходный период от капитализма к социализму явился периодом формирования нового бытия и сознания и установления необходимого соответствия между ними. Установление этого соответствия было двухсторонним. С одной стороны, в реальном бытии воплощались идеи научного социализма. Это означает, что общественные отношения складывались под воздействием научно обоснованной политики. С другой стороны, сами теоретические представления о социализме уточнялись на основе практики строительства нового общества и все шире распространялись в народе. Победа социализма в экономике, в социальной и политической жизни означала вместе с тем и победу социализма в духовной жизни, установление необходимого соответствия между социалистическим общественным бытием и общественным сознанием.
Такова идеальная модель реального процесса, имевшего место в жизни нашего общества. И хотя эта модель может быть уточнена и развита, несомненно, что при анализе вопроса об отставании сознания от бытия при социализме следует исходить прежде всего из факта установления соответствия между социалистическим бытием и сформировавшимся общественным сознанием. Опираясь на этот факт, можно анализировать и другие стороны проблемы соотношения бытия и сознания, в частности вопросы о том, является ли установившееся соответствие полным или неполным, постоянным или подвижным, отстает ли при социализме общественное сознание от общественного бытия.
Вопрос о характере и степени соответствия между общественным бытием и сознанием в те или иные периоды жизни нашего общества требует конкретного рассмотрения. Исследования показывают, что это соответствие было далеко не всегда полным. Известно, что в политической экономии некоторые ученые отрицали существование товарного производства и действие закона стоимости при социализме, хотя в действительности они существуют; в литературе и искусстве распространялась так называемая теория бесконфликтности, хотя в реальной жизни противоречия имели место. Все это свидетельствует о том, что в ряде случаев распространялись представления о «рафинированном», а не реальном социализме, что имелись нарушения правильного соответствия между общественным сознанием и общественным бытием.
По нашему мнению, бывали случаи, когда не сознание передовой части общества отставало от общественного бытия, а реальные отношения в производстве и в других сферах жизни (в результате нарушений принципа материальной заинтересованности в труде, особенно в колхозах, нарушений социалистической законности, нарушения других социалистических принципов) отставали от высокого уровня ее сознательности. Следовательно, и при социализме возможно отставание не только сознания от бытия, но и реальны общественных отношений от достигнутого уровня сознательности масс. Это говорит о подвижности соотношения между общественным бытием и общественным сознанием. Такая подвижность не умаляет преимуществ общественной системы социализма в сравнении с капитализмом. Утверждение социализма представляет собой сложную перестройку общественных отношений и сознания людей, поэтому и взаимоотношения между бытием и сознанием не могут не быть весьма сложными и противоречивыми. Идеализация соответствия между ними ведет к недооценке значения идеологической и организационной работы партии в массах.
Вопрос об отставании сознания от бытия часто поднимается в связи с анализом причин живучести пережитков прошлого в сознании отдельных членов нашего общества. Исходя из того факта, что в нашей стране бытие, образ жизни людей носит социалистический характер, а в сознании людей сохраняются старые, досоциалистические представления и взгляды, исследователи вопроса о пережитках прошлого обычно заключают, что сохранение пережитков - это и есть свидетельство отставания сознания от социалистического бытия. Отсюда делается практический вывод: раз бытие, образ жизни людей носит социалистический характер, то пережитки прошлого в сознании можно преодолеть одними средствами просвещения и воспитания. Однако при этом ошибочно соотносятся взгляды и представления, порожденные старым обществом, с общественным бытием, сложившимся в новом обществе.
Сознание есть не что иное, как осознанное бытие. Следовательно, определенные представления и взгляды можно соотносить с тем общественным бытием, на основе которого они возникают и которое выражают. Поэтому неправильно, на наш взгляд, соотносить пережитки прошлого в сознании людей с социалистическим общественным бытием.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam