Наука и техника Наука и техника - Старые представления
  21.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Старые представления
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Старые представления
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Старые представления и взгляды людей сохраняются не только в силу консерватизма традиций, привычек, они имеют основу в виде тех «родимых пятен» в экономике, в быту и других сферах жизни, которые унаследованы социализмом от капитализма. Пережитки прошлого в сознании людей и нужно соотносить с «родимыми пятнами» в экономике, в быту и в других сферах общественных отношений. Едва ли можно, например, объяснить все еще встречающиеся в нашем быту случаи неправильного отношения к женщине ссылкой на существование старых традиций и привычек в сознании, на отставание сознания от бытия, когда ведение домашнего хозяйства, львиная доля забот по воспитанию детей до сих пор лежит на плечах женщин.
 
Преодоление пережитков в сознании людей путем интенсивной воспитательной работы должно сочетаться с преодолением пережитков старых общественных отношений. Что же касается пережитков сознания, проявляющихся в быту, то их окончательное преодоление возможно лишь на основе полной перестройки быта на общественных, социалистических началах.
Из сказанного об особенностях проявления тенденции отставания общественного сознания от общественного бытия при социализме следует, что эта тенденция не является преобладающей во взаимоотношениях бытия и сознания в новом обществе. Здесь соответствие между общественным сознанием и общественным бытием в сравнении с предшествующими обществами является более пли менее постоянным.
Во всех предшествующих коммунизму общественных формациях наблюдается неравномерность развития различных сторон общественного сознания. Действие этой тенденции обусловливается неодинаковой связью элементов, составляющих общественное сознание, с общественным бытием, в частности тем, что одни из них непосредственно связаны с бытием и соответственно отражают его, а другие лишь в конечном счете определяются общественным бытием. Так, политическое сознание (и политика в целом) есть концентрированное выражение экономики. Ясно, что данный вид сознания быстрее, чем другие его формы, отражает преобразования в бытии. Коренной переворот в сознании людей классового общества всегда начинается с изменений в их политическом сознании. Об этом свидетельствует и история нашего общества.
Неравномерность развития присуща всем типам общественного сознания, в том числе и социалистическому сознанию. Наряду с уже отмеченными гносеологическими основами она имеет и социальные. Среди объективных социальных основ этой неравномерности следует назвать неравномерное вызревание тех или иных видов общественных отношений, с которыми связаны определенные виды сознания. Сравнение становления нравственности и права в переходный период от капитализма к социализму и их совершенствования с победой социализма убедительно свидетельствует об этой зависимости. В переходный период формировавшиеся новые производственные отношения закреплялись прежде всего правовыми установлениями, а потом уже постепенно, по мере роста экономической и духовной зрелости общества, складывались и соответствующие нравственные нормы. Например, новое отношение к труду на пользу общества закреплялось декретами Советской власти, требовавшими соблюдения социалистической дисциплины труда, организованности и т. п.
С победой социализма соотношение между правом и нравственностью изменилось. Отмеченная тенденция отставания нравственности от права по-прежнему сохраняет свою силу, но при этом выдвигается и другая тенденция: само право начинает частично отставать от быстро изменяющихся общественных отношений, а также от утвердившихся норы нравственности, предъявляющих порой более высокие требования к поведению личности, чем требования права.
Неравномерность развития общественного сознания зависит и от субъективных условий. Так, невнимание в организационной и идеологической работе к тем или иным сторонам общественной жизни может привести к тому, что сознание, выражающее данные стороны, будет отставать, перестанет соответствовать достигнутому уровню развития самих общественных отношений. Известно, например, что ослабление внимания к борьбе с религиозными пережитками неизбежно приводит к их оживлению и, следовательно, к замедлению процесса формирования материалистического мировоззрения у людей, находящихся под влиянием религиозного сознания.
Неравномерность в развитии сознания проявляется и в неодинаковом овладении достижениями общественного сознания различными социальными группами. Одни и те же идеи часто воспринимаются людьми по-разному. У разных социальных групп наряду с общими для всего народа привычками и традициями имеют место и своеобразные привычки и традиции. Это естественно, ибо классы, социальные группы складывались исторически и различия между ними, в том числе и в области сознания, исчезают не сразу. Важно поэтому изучать эти различия и учитывать их в процессе воспитания.
Особенно важно учитывать специфику усвоения содержания общественного сознания подрастающим поколением. Это усвоение предполагает как приобретение знаний (общественных теорий, взглядов, моральных принципов, правовых норм и т. д.), так и формирование соответствующих убеждений. В результате содержание общественного сознания усваивается индивидуальным сознанием, становится руководством в повседневной жизни.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam