Наука и техника Наука и техника - Сознание и психика человека
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Сознание и психика человека
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Сознание и психика человека
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
К вопросу о месте сознания в системе психических процессов
Выделение особенностей отражения человеком внешнего мира по сравнению с отражением животных связано с необходимостью ответить на вопрос о том, в каком отношении сознание человека стоит с психическими процессами, общими для человека и животных. Известно, что общим для человека и животных является конкретно-чувственное отражение, осуществляемое на базе первой сигнальной системы.
Вопрос о соотношении сознания с другими психическими процессами (ощущение, восприятие, представление, мышление и т.д.) решался по-разному. Ясная позиция о соотношении сознания с другими психическими явлениями содержится уже в концепции Декарта. Говоря о сознании  как атрибуте духовной субстанции, само сознание Декарт понимал как все то, что непосредственно переживается. Восприятие,  мышление,  воля, надежда, любовь, ненависть и т. д. являются видами сознания, формами проявления духовной субстанции. Сознание является родовым понятием для различных видов непосредственно переживаемых психических явлений. Сознание  в дуалистической  концепции  Декарта является замкнутым в себе внутренним миром, данным человеку лишь в самонаблюдении.
Для Локка сознание является общим свойством всех душевных явлений. Это свойство проявляется во всех представлениях, мыслях, чувствах, потребностях и в волевых действиях. Во внутреннем опыте, о котором говорит Локк, человек имеет дело только с отдельными, конкретными содержаниями сознания, само сознание есть нечто общее для всех этих содержаний, их общий признак.
В зависимости от общих установок авторов изменялась характеристика основных элементов сознания. Так для Юма, например, в качестве основного элемента сознания выступали ощущения, для Гербарта - представления. По мнению Гербарта, из бесчисленного количества представлений, которым располагает душевная субстанция, в каждый данный момент лишь очень немногие достигают сознания. Существует определенная область душевной жизни, которая находится вне сознания, как бы по ту сторону его. Само сознание Гербарт считает совокупностью всех одновременно действующих представлений. В одном из примечаний к своей книге «Психология» он пишет: «Выражение «представление находится в сознании» следует отличать от выражения: «я сознаю свое представление». К последнему относится внутреннее восприятие, а к первому - нет. В психологии непременно требуется слово, которым обозначалась бы совокупность всего одновременно действующего представления. Для этого не находится другого слова, кроме «сознание». Здесь надо будет принять распространенное словоупотребление, тем более, что внутреннее восприятие, которого в ином случае требуют для сознания, не имеет никаких прочных границ».
Характеризуя динамику представлений, Гербарт считает, что для того чтобы представление могло проникнуть в сознание, оно должно обладать определенной силой. С помощью этой силы одни представления вытесняют другие, более сильные из них затемняют более слабые. Сознание, таким образом, представляет собой своеобразное поле битвы представлений. Эта образная наглядно-пространственная характеристика сознания оставляла исследователей на уровне описания сознания, не способствовала раскрытию его сущности. Между тем подобная описательно символическая характеристика сознания в истории философии и психологии встречалась довольно часто. Так, Юм сравнивал дух с родом театра, в котором в беспрерывном многообразии сменяют друг друга различные восприятия. Стоит последовать за артистами за кулисы - и мы попадем в юмовском театре в область бессознательных психических явлений. Э. Геринг также уподоблял сознание сцене в театре, на которую психические явления появляются из-за кулис и с -которой они исчезают за кулисы.
Представление о том, что сознание является чем-то общим, единым для психических процессов, существует и у других, принимая лишь разные формулировки. Для одних сознание является «родом», для других - «совокупностью», для третьих - сущностью отдельных психических явлений. Близко к этой позиции примыкает понимание сознания как суммы психических процессов. В этом случае сознание отождествляется со всеми другими психическими явлениями. Понятие сознания употребляется просто для обозначения факта психической жизни взамен понятий других психических явлений.
В других концепциях психические явления изображаются как состояния сознания. Вся психическая жизнь представляет собой будто бы «функцию сознания». Само сознание сравнивается с потоком. Отдельные психические процессы как состояния сознания являются частями этого потока. Сознание, согласно этой точки зрения, существует как некоторая первичная данность, которая в зависимости от разных обстоятельств может выявлять себя в том или ином психическом состоянии. По существу эта совокупность психических состояний или состояний сознания каждого отдельного лица представляла собой не что иное, как душу: понятия «сознание», «душа», «я» оказываются идентичными, совпадающими и по объему и по содержанию. Сущность сознания, с этой точки зрения, заключается в отнесении психического явления, которое человек испытывает к себе, к своему «я». При более расширительном толковании сознания оно просто сводится к непрерывному ощущению человеком своего психического бытия, которое само обнаруживается в испытываемых человеком душевных состояниях. Сознание является будто бы основой душевной деятельности человека, непременным условием всякого психического явления.
Представление о сознании как совокупности психических состояний или сумме различных психических процессов требовало введения в научный оборот других понятий, которые бы объяснили или по крайней мере помогли бы описать различие этих состояний. Так возникают понятия «поле сознания», «широта сознания», «узость сознания», «интенсивность сознания», «быстрота сознания» и т.д. Причем каждое из этих понятий применяется для характеристики преимущественно какого-нибудь одного из психических явлений и вводится для уяснения отношения этого явления к его родовому обобщающему понятию - понятию сознания как такового. Стоит привести принятую в традиционной психологии трактовку этих понятий, чтобы увидеть, что при применении их речь идет о разных психических явлениях.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam