Наука и техника Наука и техника - Поле сознания
  11.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Поле сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Поле сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
«Поле сознания» характеризуется сравнением одного состояния душевной жизни с другим, на него не похожим. В одно время психическая жизнь бывает гораздо богаче и разнообразнее, чем в другое. Например, в течение значительного времени человек может быть всецело занят каким-нибудь одним делом, или поглощен какою-либо одною  идеею,  или  подавлен  каким-либо страданием, или охвачен какою-либо радостью. 
В другое время тот же человек необычайно быстро подмечает и сравнивает между собой  разнообразные предметы. В данном случае говорят, что «поле его сознания» более широко, чем в первом случае. Количество впечатлений, какое может быть «охвачено», объединено душевною деятельностью в одно поле сознания, может быть разным для различных индивидов и для одного и того же индивида при различных условиях, при разных его состояниях в зависимости от степени его развития.  Нетрудно убедиться, что под «полем сознания» понимается объем  внимания,  способность  человека   фиксировать большее  или  меньшее  количество  объектов.   Вопрос о «широте сознания»,  сформулированный  как вопрос о количестве одновременно удерживаемых объектов внимания, подвергался экспериментальной проверке. Было, Например, показано, что широта сознания в области последовательных звуковых впечатлений достигает 15-16 объектов, в области зрительных - 5-6, в области осязания - от 5 до 8. Понимание широты, или объема сознания как объема внимания наиболее отчетливо выражено в концепции Вундта.
Характеристика «интенсивности сознания», как правило, относится к силе чувств, интенсивности волевого действия. О мыслительных процессах тоже иногда говорят, что они то более сильны, то более слабы. Понятие интенсивности сознания употребляется тогда, когда сознание рассматривается как род душевной энергии, как сумма психических явлений. При этом различные психические состояния рассматриваются обладающими в большей или меньшей степени признаком сознания: понятие интенсивности сознания употребляется для характеристики определенных психических явлений, которые сами представляют собой состояния сознания.
Так обстоит дело и с другими характеристиками сознания.  «Быстрота   сознания»  характеризуется   скоростью смены состояний сознания друг другом. Бывает, что в некоторые моменты жизни человек передумывает более мыслей, испытывает более разных чувств и желаний, чем в другие моменты. Временная характеристика сознания применяется разными авторами в разных случаях и к разным явлениям. Например, когда говорят, что человеку потребовались десятые доли секунды для того, чтобы воспринять звучание звонка и нажать при этом на ключ, замыкая электрический ток, то речь идет о скорости простой психической реакции. Если испытуемому дается задача различить окраску предъявляемых предметов и словесным или иным способом подтвердить факт восприятия предъявленных раздражителей, то, очевидно, будет иметь место усложненный психический процесс и скорость его протекания будет отличной от скорости процесса, имеющего место при простой психической реакции. В случае оформления мысли в суждения и умозаключения или при решении той или иной умственной задачи скорость психического явления будет опять другой, она будет уже скоростью других психических процессов.
Измерительный подход к сознанию предполагает существование разных состояний сознания, которые взаимодействуют друг с другом по присущим им внутренним закономерностям. Наиболее наглядным примером этого является гербартовская психология представлений, в построении которой применены принципы математики.
Специфика состояний сознания определяется, по мнению многих психологов, тем, что одни из них являются преимущественно состояниями познания, другие - состояниями чувства, а третьи - воли.
При различии взглядов на специфику психических процессов, при различии характеристик их объема, интенсивности и быстроты большинство исследователей считали, что сами эти процессы представляют собой модификации далее неразложимого единого целого, каким является сознание. В понимании соотношения сознания с другими психическими процессами была порочной исходная позиция. Сущность сознания, проявляющегося в своих состояниях, сводилась к тому, что сознание дано определенному субъекту.
В других концепциях предпринимались попытки найти признак, отличающий сознание от других психических процессов. Сознание разделялось на акт, предмет сознания и состояние сознания. Можно, например, сказать, что процесс представления - это акт сознания, представление как образ является фактом или предметом сознания, а чувство - состоянием сознания. Такое соотношение сторон сознания имеет место, по мнению многих психологов, в любом психическом явлении. Особенно последовательно на таком понимании сознания настаивал П. Наторп. По его мнению, в сознании существуют три друг с другом связанных стороны: 1) то, что сознается; 2) некто, кто сознает и 3) отношение между первыми двумя. Первое - это содержание сознания, второе - я, третье - отношение между я и содержанием сознания. Выделением этого отношения подчеркивается активная сторона сознания. Оно представляет собою нечто такое, что уже не нуждается в дальнейшем объяснении и не сводится к чему-либо более простому. О нем можно говорить, его можно описывать, но нельзя объяснить. Это отношение и является будто бы характерным признаком сознания, в нем заключается сущность сознания.
Выделение того, кто имеет сознание, и того, что сознается, было связано с постановкой и решением проблемы субъекта-объекта.  Объект  обладает  свойством быть сознаваемым, субъект - иметь сознание. В большинстве  идеалистических психологических   концепций объект - это не внешний мир, а субъект - это не реальный человек; объект и субъект являются сторонами одного духовного процесса, в котором объектом являются психические факты, переживаемые человеком, а субъектом - «я», имеющее эти переживания. Фактически речь идет лишь о разных сторонах субъективного мира человека. Эти положения подкрепляются утверждением того, что между субъектом и объектом существует неразрывная связь и что разделить понятия субъекта и объекта можно только в абстракции.
Последнее обновление ( 09.10.2010 г. )
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam