Наука и техника Наука и техника - Сознание как познание действительности
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Сознание как познание действительности
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Сознание как познание действительности
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Сущность сознания заключается прежде всего в том, что оно является отражением действительности человеком. Поэтому характеристика сознания является вместе с тем характеристикой процесса познания человеком объективного мира. Знания составляют ядро сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание».
В совпадении познания и сознания заключается гносеологическая сущность сознания.
Познание человеком осуществляется в разных формах, из которых первой и элементарной является ощущение. Осознание действительности генетически начинается с ощущений и восприятий предметов и явлений внешнего мира. Хотя сознание, как специфически присущая человеку способность отражения, возникло в процессе развития органического мира позже, чем способность ощущать этот мир, ощущение тем не менее становится моментом сознания, доставляющим для более углубленного проникновения в объективную действительность весь материал, определяя тем самым все содержание сознания. В связи с этим исключительно важным является определение В. И. Лениным ощущения как превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания. На роль ощущения в сознательной деятельности человека указывал И. М. Сеченов, когда он подчеркивал, что потеря способности ощущать неизбежно влечет за собой потерю сознания. Сама сознательность, по словам И. М. Сеченова, выражается не чем иным, как сознаваемыми чувствованиями. Чувствования в контексте рассуждений И. М. Сеченова соответствуют ощущениям. «Отрывать разум от органов чувств, - писал И. М. Сеченов, - значит отрывать явление от источника, последствие от причины. Мир действительно существует помимо человека и живет самобытной жизнью, но познание его человеком помимо органов чувств невозможно, потому что продукты деятельности органов чувств суть источники всей психической жизни».
Попытка оторвать сознание от деятельности органов чувств, берущая свое начало в положении Локка о разделении опыта человека на внешний и внутренний, логически приводит к представлению о существовании чистого сознания, диктующего законы деятельности всем так называемым низшим психическим процессам.
Материалистическая психология исходит и последовательно проводит, подтверждает и доказывает положение о том, что психическая деятельность вообще, сознательное отражение в частности, действительно берет свое начало в ощущениях. Однако только доставленных ощущениями впечатлений о внешнем мире для его познания было бы недостаточно, если бы нервная система человека не обладала способностью сохранять на тот или иной срок полученные однажды ощущения или более сложные образы внешнего мира.
Память, в которой выражается эта способность сохранять следы прежних воздействий, является важнейшим условием сознательного отражения человеком внешнего мира. Если вопрос о пространственном характере психических явлений многократно обсуждался и решения его являются противоречивыми, а иногда и взаимно исключающими, то в том, что любой психический процесс протекает во времени, вряд ли кто сомневался Без известного промежутка времени существования психического явления нет ни ощущения, ни представления.
Представьте себе существо, способное сознавать ощущения, способное к двигательным ответам на внешние раздражения, чувствующее, что эти раздражения приятны или неприятны, способное сознательно совершать свои действия, и представьте себе также, что у этого существа все эти акты настолько преходящи, что они не оставляют в нервной системе никакого следа, исчезая бесследно, безвозвратно. Можно было бы полагать, что у этого существа сознание было, но это сознание было бы самым несовершенным, до того слабым, что можно сомневаться, было ли оно вообще.
Чтобы сознавать что-то, необходима известная умственная работа сравнения настоящего состояния с предшествующим. Психические явления, сменяющие друг друга, прежде чем закрепиться в памяти, и не связанные с предшествующими явлениями, не могут стать явлениями сознания.
В действительности у человека прошедшее связано с настоящим. Его сознание представляется как ряд психических явлений, сохраненных памятью. Память является результатом сохранения во времени нервного возбуждения, продолжавшегося хотя бы незначительное время.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam