Наука и техника Наука и техника - Усвоение общественного сознания
  13.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Общественное сознание arrow Усвоение общественного сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Усвоение общественного сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.06.2010 г.
Усвоение общественного сознания происходит посредством образования и воспитания. Существующая в нашей стране система образования позволяет вооружать молодежь большой суммой современных научных знаний. Многое достигнуто и в воспитании. Советская молодежь в моральном отношении является здоровой, преданной идеалам коммунизма. Вместе с тем нельзя отрицать существующего несоответствия между образованностью и воспитанностью части молодежи. Это несоответствие является одним из реальных противоречий в жизни общества.
При социализме нет почвы для конфликта между поколениями. Но это не значит, что в отношениях между людьми различных поколений не могут иметь места отдельные противоречия. 
В частности, некоторые представители старшего поколения нередко высказывают недовольство поведением части молодежи, сталкиваясь со случаями проявления в ее среде нигилизма, игнорирования опыта старших, неуважения общепризнанных авторитетов, традиций.
В свою очередь среди молодежи раздаются голоса о том, что представители старшего поколения не всегда с должным вниманием и пониманием относятся к ее духовным нуждам и запросам, недостаточно прислушиваются к ее мнениям. Обусловлено это тем, что всякое новое поколение, опираясь на опыт старших, идет дальше их. В этом движении неизбежно отрицание того, что для нового поколения становится устаревшим, а для старшего все еще кажется очень дорогим. Не обладая жизненным опытом и не всегда умея правильно разобраться в том, что действительно нужно пересмотреть, а что взять на свое вооружение, эта часть молодежи допускает ошибки. Улучшением системы воспитания можно предотвратить одни из возможных ошибок, а проявление других сделать более безболезненным.
В теории коммунистического воспитания сейчас стоит вопрос о том, как лучше воспитывать молодежь в духе уважения к ценностям социализма. Несомненно, важно сравнивать социализм с капитализмом и показывать, что социализм утверждает общественную собственность на средства производства и уничтожает эксплуатацию человека человеком, социальное неравенство, обеспечивает право на труд, на образование, на отдых и другие права и свободы. Для старшего поколения такое сравнение было достаточным, ибо оно хорошо представляет, чем является капитализм в действительности и каких усилий стоило построение социализма. Для части современной молодежи уже недостаточно такого сравнения социальных систем, ибо она родилась при социализме и восприняла права и свободы этого общества как нечто само собой разумеющееся, как должное. Поэтому для этой части первостепенными ценностями являются те, которые несет с собой коммунизм. Молодежь достаточно о них осведомлена, она устремлена в будущее и живет им. Но это будущее вырастает из труда и борьбы за укрепление устоев социализма, в чем не вся еще молодежь в полной мере отдает себе отчет.
В процессе воспитания подрастающего поколения следует акцентировать внимание не только на том, какой прекрасной будет жизнь при коммунизме, но и на том, что может и должен сделать человек для приближения коммунизма. Такой акцент в воспитании будет способствовать росту уважения к социалистическим ценностям и препятствовать распространению ошибочных представлений об отрыве идеалов от реальности.
Мы затронули лишь один из вопросов воспитания подрастающего поколения, связанный с усвоением содержания общественного сознания. В действительности же все вопросы воспитания должны рассматриваться с учетом неравномерности развития общественного сознания. В условиях социализма неравномерность в развитии общественного сознания зависит не столько от объективных, сколько от субъективных факторов. Знание как объективных, так и субъективных факторов позволяет учитывать их в процессе развития экономики, совершенствования демократии, организации воспитания и т. д.
Тенденция к «опережению» сознанием общественного бытия также имеет свои особенности при социализме. В прошлом лишь теоретическое сознание прогрессивных классов могло опередить существующий социальный строй. Как только интересы этих классов приходили в противоречие с общественным интересом, объективной необходимостью, тенденция «опережения» переставала действовать. При социализме снимается подобного рода ограничение, ибо здесь интересы социалистических по своей природе классов совпадают с интересом общества.
Особенность тенденции «опережения» сознанием бытия выражается в том, что она при социализме становится наиболее глубокой. В общественном сознании наука и научная идеология занимают ведущее место, а последние позволяют предвидеть ход общественного развития, направлять деятельность людей в соответствии с теоретически обоснованными планами экономического, социального и культурного развития общества. Предвидение составляет суть рационально понятого «опережения» сознанием бытия.
Тенденция к «опережению» - это один из моментов закономерности соответствия общественного сознания общественному бытию. Ее нельзя абсолютизировать и рассматривать как самостоятельную закономерность развития коммунистического сознания и в связи в этим говорить об ином соотношении общественного бытия и общественного сознания. Поэтому нельзя согласиться с таким суждением Ц. А. Степаняна: «. . .если в условиях социализма наряду с тенденцией передового сознания опережать практику хозяйственного строительства существует еще значительное отставание индивидуального сознания части населения от общественного бытия, то при коммунизме, в результате всестороннего расцвета общества и личности, совершенствования планомерной организации всех сторон общественной жизни, сознание масс, оставаясь в конечном счете отражением бытия, по нашему мнению, как правило, будет все время опережать и ускорять развитие экономики, В этом проявляется новое в соотношении общественного бытия и сознания в эпоху коммунизма».
Во-первых, применительно к социализму Ц. А. Степанян говорит об индивидуальном сознании, отстающем от бытия, а применительно к коммунизму - об общественном сознании, опережающем бытие. Видимо, нужно сравнивать соотносительные понятия. Во-вторых, неясно, как понимает он «соотношение» между бытием и сознанием. Принято под соотношением этих явлений понимать первичность бытия и вторичность сознания. Если Ц. А. Степанян не хочет своим суждением сказать, что сознание будет определять общественное бытие (подчеркивая момент опережения сознанием бытия и активную роль первого по отношению ко второму), то в чем же он усматривает то «новое», что обнаружится в «соотношении» между общественным бытием и сознанием?
Сознание масс не может все время «опережать» «развитие экономики», если его понимать как отражение общественного бытия. В связи с этим следует напомнить положение Маркса о том, что «человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».
Любая из закономерностей, выражающих взаимосвязь общественного сознания и общественного бытия, имеет свои особенности проявления при социализме, которые важно раскрывать и учитывать в практической деятельности. Мы здесь не ставили такой цели, поэтому мы не будем останавливаться на содержании остальных закономерностей, выражающих взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания и особенности их проявления при социализме. Цель проведенного анализа - подчеркнуть мысль, что при разработке научной классификации взаимосвязей общественного сознания следует начинать с выделения именно такого рода закономерностей. Не выяснив существенных взаимосвязей между общественным бытием и общественным сознанием, нельзя правильно понять возникновение, функционирование и изменение сознания, нельзя правильно понять и внутренние закономерности развития общественного сознания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam