Наука и техника Наука и техника - Восприятие
  15.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Восприятие
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Восприятие
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Чувственное познание осуществляется в форме ощущений и восприятий. Что касается характеристики восприятия как факта сознания, элемента сознания, то тут дело обстоит так же, как и с ощущениями. Восприятие в принципе является так же процессом чувственного познания, как и ощущение, только процессом более сложным. 
В ощущении отражаются отдельные свойства предмета, в восприятии отражается совокупность чувственных качеств, представляющих собой, как правило, отдельные свойства предмета. Реально в процессе чувственного отражения существует целостный процесс, в котором восприятие и ощущение являются лишь двумя его моментами. Причем фактически ощущение как таковое в более или менее чистом виде существует лишь в нескольких случаях: либо как еще не расчлененная чувствительность, представляющая собой начальное звено процесса чувственного познания, либо как продукт абстрагирующей работы человеческого мышления, Либо как результат исследования чувственного познании в специально организованных экспериментальных условиях.
В результате восприятия внешних воздействий и сохранения их во времени памятью возникают представления. В учебниках психологии совершенно правильно представления рассматриваются в разделе памяти.
Если ощущения и восприятия являются началом, возникновением сознательного отражения, а память - закреплением и необходимым условием его сохранения, то процесс представления является по существу тем специфическим для человека психическим явлением, в котором сознание как бы отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как некоторое ярко выраженное субъективное явление - явление сознания. В нем уже теряется та непосредственность, чувственная данность, которая имеет место в ощущениях и восприятиях.
Познание, составляя существенную особенность сознательного отражения, начинаясь с чувственного созерцания, углубляется и расширяется в мышлении человека. Причем представление является промежуточной ступенью в процессе перехода от ощущения к мысли.
Отдифференцирование в процессе общественно-исторической практики людей знания от непосредственных переживаний субъекта, отражение объективно закономерных свойств, качеств и связей предметов и явлений внешнего мира выражается в отвлеченном теоретическом мышлении, свойственном только человеку.
Люди, говорит Маркс, «начинают с того, чтобы есть, пить и т.д., т.е. не «стоять» в каком-нибудь отношении, а активно действовать, овладевать при помощи действия известными предметами внешнего мира и таким образом удовлетворять свои потребности. (Начинают они, таким образом, с производства.) Благодаря повторению этого процесса способность этих предметов «удовлетворять потребности» людей запечатлевается в их мозгу, люди... научаются и «теоретически» отличать внешние предметы, служащие удовлетворению их потребностей, от всех других предметов. На известном уровне дальнейшего развития, после того как умножились и дальше развились тем временем потребности людей и виды деятельности, при помощи которых они удовлетворяются, люди дают отдельные названия целым классам этих предметов, которые они уже отличают на опыте от остального внешнего мира».
В процессе исторического развития человеческого общества возникает понятие как элемент мысли, как форма обобщенно абстрагированного отражения объективной действительности.
Характеризуя общее и особенное в отражательной деятельности животных и человека, Ф. Энгельс подчеркивал, что «диалектическое мышление - именно потому, что оно имеет своей предпосылкой исследование природы самих понятий, - возможно только для человека, да и для последнего лишь на сравнительно высокой ступени развития».
Процесс мышления состоит, главным образом, в сравнении, сопоставлении, анализе и синтезе наглядных образов или обобщенных и абстрагированных образов объективной действительности, в образовании понятий. Без этого постоянного процесса анализирования и синтезирования, без мышления никакое знание невозможно, как вообще оно невозможно без получения первичных впечатлений в виде ощущений и восприятий через органы чувств. Если через ощущения и восприятия человек получает непосредственные данные, то мышление является процессом осознавания этих данных действительности, процессом проникновения в то, что непосредственно органам чувств недоступно. Отражение объективной действительности в мышлении означает раскрытие с помощью суждений и умозаключений сущности предметов, законов их возникновения и развития, существенных связей между предметами и явлениями. Отражая внешний мир в форме суждений, умозаключений и понятий, человек раскрывает явления, понимает их, воспринимает их в системе многообразных объективных связей. В первичном восприятии такого понимания явления может и не быть, хотя первичное восприятие наряду с впечатлением о факте существования самого объекта может содержать элементы обобщенного знания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam