Наука и техника Наука и техника - Целостный процесс познания
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Целостный процесс познания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Целостный процесс познания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Опираясь на то, что в процессе мышления, как формы опосредствованного познания, человек оперирует материалом непосредственного чувственного познания и это оперирование носит активный характер, некоторые авторы противопоставляли ему ощущения и восприятия как пассивный материал сознания, они приходили к выводу о существовании активной и пассивной сторон познания. Таким образом, целостный процесс познания разрывался, а сознание отождествлялось только с мышлением.
Примером подобного понимания сущности сознания, его соотношений с другими психическими процессами могут являться многочисленные теории о перцепции и апперцепции.
В отчетливо выраженной форме представление о перцепции и апперцепции имеет место у Лейбница, затем оно через Канта перешло в современную психологию.
Для Лейбница апперцепция является высшей способностью человека. Ассоциативный ход представлений является, по Лейбницу, сущностью низшего разума, т. е. животной души. Апперцепция,  которая  по существу идентична самосознанию, является собственной деятельностью рассудка. Ассоциативному принципу в психологии Лейбниц, а с ним немецкая философия в целом, противопоставил идею господства активного принципа, активного начала над психическим  содержанием: в апперцепции  будто бы  и заключается  творческий принцип души, ее господство над всей психической деятельностью. По мнению Лейбница, в существовании апперцепции как спонтанно исходящей от «Я» способности заключается специфика человеческой душевной деятельности, сознания человека. Являясь условием всякого высшего сознания, апперцепция представляет собой свойство разумной монады в отличие от неразвитых энтелехий. Через идеи Лейбница об апперцепции идеализм завоевывал себе позиции в психологии. Между тем идея апперцепции нашла своих сторонников и в самой философии.
Принимая в принципе лейбницевское понимание апперцепции для объяснения активной и пассивной сторон познания, Кант считал, что характерная особенность души заключается не в том, что она обладает определенным содержанием,- это осуществляется низшими ступенями познания, - а в том, что ей присуща деятельность, которая вносит известный порядок в это содержание. Эта деятельность направлена на объединение и разъединение разных элементов содержания, на отыскивание между ними сходства, на раскрытие различий. Способ, которым дух, самосознание (апперцепция), вносит единство в многообразное содержание сознания, не определяется чувственной познавательной деятельностью (простыми или сложными представлениями). Сама апперцепция не является результатом познавательной деятельности человека, она коренится в лежащем в основе всего логическом единстве сознания.
По существу кантовское представление об апперцепции, специально приспособленное для психологии Э. Рейнгольдом, И. Гербартом, М. Дробишем, В. Вундтом и другими авторами, принималось большинством идеалистически настроенных психологов. Под апперцепцией, с их точки зрения, понимается усилие ума удержать в сознании одни элементы и избавиться от других. Причем эти элементы должны связываться с какими-то уже существующими психическими образованиями. Этими элементами могут быть восприятия, представления, чувства и мысли. Существующие элементы сознания предвосхищают - восприятие действительности, налагают свой отпечаток на весь процесс познания, усиливая одни стороны и ослабляя другие. Апперцепция как бы подсказывает человеку смысл явлений, заставляет его оценивать, истолковывать их на соответствующий лад, она ведет к истине или заблуждению.
Понимание апперцепции как активной деятельности разума логически приводило к представлению о противоположном понятии перцепции, восприятия человеком внешнего мира, как пассивного начала в познании.
Понятия перцепции и апперцепции встречаются и в марксистской литературе. Но обозначается ими нечто другое, чем связанное с ними в истории психологии. Под перцепцией в марксистской литературе понимается восприятие, как непосредственное отражение вещей человеком при посредстве органов чувств. Перцепция не сводится к пассивному отражению, подобному отражению в зеркале. В самом чувственном познании содержится активное преобразующее отношение человека к внешнему миру.
В термин апперцепция в марксистской литературе вкладывается тоже отличный от его первоначального значения смысл. С ним связывается представление о зависимости каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека, а также от физического и психического состояния человека в момент восприятия. Это представление об активности прошлого опыта противоположно представлениям Лейбница об апперцепции и перцепции как самосознании и сознании и понятию трансцендентальной апперцепции Канта.
Марксистская философия преодолевает разрыв сознания на активное и пассивное начала. Она рассматривает познание как единый процесс. Научная характеристика сознания заключается не в сопоставлении друг с другом разных элементов внутри его, а в анализе содержания явлений сознания, отражающих внешний мир. Разница элементов сознания состоит не в том, что одни из них активны, а другие пассивны, а в том, что в них отражаются разные стороны объективной действительности.
Процесс мышления - это не просто процесс упорядочивания данных чувственного опыта, а процесс отражения (с помощью чувственных данных) объективных связей, закономерностей предметов и явлений. Связь между ощущением, восприятием и мышлением обусловлена не какой-то над ними стоящей силой, она обеспечивается связью сторон, свойств, качеств объективной действительности. Ощущение, восприятие и мышление, безусловно обладая своей спецификой, существуют лишь как стороны единого процесса познания. Подобно тому как нельзя оторвать явление от сущности, закономерности развития предметов и явлений от самих этих предметов и явлений, единичного от общего, так нельзя резко разделить, разорвать непосредственное познание в форме ощущений, восприятий от познания в форме понятий, суждений и умозаключений, в каждом из которых отражается та или иная сторона действительности.
Отражение объективной реальности  составляет содержание сознания. Механизм осознания сводится к раскрытию отношения психического явления к реальному факту, вызвавшему это психическое явление. Некоторые психические явления имеют место и  у  животных,  но у животных нет способности устанавливать объективную причину, вызвавшую изменение внутреннего состояния,   ставшую   содержанием   психического   явления. Ощущения человека осознаны до тех пор, пока не установлено, какой внешний раздражитель вызвал это ощущение. Когда речь идет о сознании как высшей форме отражения действительности, имеется в виду, что в реальном процессе осознания  внешнего мира над ощущениями, восприятиями, представлением и мышлением не надстраивается  какой-то  добавочный  этаж,  который, опираясь на все нижележащее, представляет собой нечто от них отличное, вне их существующее. В действительности в процессе общественно-исторического развития человека эти  формы  отражения  получают  новое качество. Сознание - это не нечто над ощущением и мышлением стоящее, а через них осуществляемое, более высокое, осмысленное отражение внешнего мира.
Осмысленность как новое качество психических процессов возникает только у человека.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam