Наука и техника Наука и техника - Взаимоотношение сознания и деятельности
  21.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Взаимоотношение сознания и деятельности
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Взаимоотношение сознания и деятельности
Рейтинг: / 2
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Жизненный смысл сознания не был бы оправдан, если бы оно не было связано с реальным поведением, деятельностью человека. Поэтому характеристика связи сознания с деятельностью необходима для понимания сущности сознания и специфических особенностей отражательной деятельности человека.
Вопрос о соотношении сознания и деятельности является одним из коренных вопросов в системе психологических знаний, одним из краеугольных камней психологической теории. Подобно психофизической проблеме он был своеобразной пробой, на которой проверялось философское кредо многих психологических концепций.
Общеметодологическая  проблема  соотношения  сознания и деятельности представлена в истории психологии многими аспектами. К ее решению подходили с разных сторон, рассматривали и в общем виде, пытались к общему решению подойти путем анализа частных вопросов. Так, например, было при постановке проблемы отношения ощущения, как элементарного психического процесса, и движения, как элемента деятельности. Многие идеалисты, разрывая деятельность и сознание, вообще начинали с этого звена. Вывод, к которому приходили сторонники взглядов о том, что между сознанием и деятельностью не существует никаких связей, заключался в утверждении положения о непознаваемости психики, замкнутости сознания в себе самом. Ход рассуждений, приводящий к подобным вывода, был приблизительно таким. Все познаваемое влияет на наши органы чувств. Это влияние осуществляется через движение. Дух есть нечто способное существовать, видеть, чувствовать, судить; между духом и движением не существует никакого естественного сходства. Поскольку движение не может быть ничем иным, как перемещением, переменой места, которым подвергаются частицы материи, а психическое не перемещается, постольку между этим физическим фактом механического  движения  и психическим  явлением   (желанием,  эмоцией,  ощущением) не существует  никакого  сходства.  Исходя  из мысли, что факты движения и сознания не тождественны между собой, идеалисты приходят к утверждению, что различие между сознанием и деятельностью так глубоко, что его нужно возвести  в  принцип:  абсолютно разорвать сознание и деятельность.
Положение о том, что сознание и деятельность не связаны друг с другом, подкреплялось будто бы тем фактом, что движение иногда не сопровождается сознанием. При нарушениях деятельности головного мозга движения могут осуществляться, но человек этих движений не осознает. Например, щекотание ступни ноги вызывает сокращение соответствующих мышц, но осознания этих сокращений может и не быть. Если же мозг действует нормально, то, говорят сторонники этой точки зрения, кроме этой рефлекторной, отраженной, непроизвольной двигательной реакции, возникает новое явление - ощущение, которое испытывается субъектом, «Я» человека. Именно «Я» чувствует щекотание, а этого чувствования достаточно, чтобы признать, что «Я» обладает сознанием. Таким образом, сознание рассматривается как явление прибавочное к движению и независимое от него. Афферентная и эфферентная деятельности нервной системы метафизически разрываются.
В более широком плане проблема сознания и деятельности представляется как проблема соотношения сознания и поведения. Интроспективная психология, замыкая сознание в кругу его явлений, совершенно отбросила анализ поведения, она стала психологией чистого сознания. Проблема связи сознания и деятельности интроспективной психологией не разрешалась, а игнорировалась, она просто снималась с повестки обсуждений и научных исследований. Не разрешал ее и бихевиоризм, который, выступая против идеализма интроспективной психологии, оставлял для анализа лишь внешнее поведение индивида. Связанные в действительности явления сознания и деятельности оказывались как бы на разных полюсах, становясь предметом изучения разных по своим исходным позициям направлений психологии. Остающееся на одном полюсе сознание превращалось в пассивную созерцательность, как бездейственное внутренне присущее человеку состояние. Как бы на другом полюсе оказывалась бессознательная деятельность. Преодоление этого разрыва оказалось возможным не путем внешнего сопоставления сознания и деятельности, внешнего сочетания идеалистически понимаемых явлений, а путем изучения как того, так и другого, как форм взаимодействия человека с объективной действительностью. Выход из тупика, в котором по существу оказалась интроспективная психология и бихевиоризм, состоял в том, чтобы психику в целом рассматривать как отражение внешнего мира конкретным живым, действующим в определенных ситуациях человеком.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam