Наука и техника Наука и техника - Общефилософская концепция
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Общефилософская концепция
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Общефилософская концепция
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
В решении своих специфических задач относительно связи сознания и деятельности научная психология опирается на диалектико-материалистическое учение о единстве теории и практики. Общефилософская концепция о связи практики с теорией, труда с жизнью опирается, кроме всего, на материал, полученный при изучении роли труда в становлении человеческого мышления.
Практика служит основой познания. 
Это положение подтверждается как изучением процесса исторического развития научного познания, так и анализом процесса познания, постоянно осуществляемого отдельным человеком.
Диалектический материализм преодолел идеалистическое представление о том, что если люди поступают сознательно, если их мысль и воля предшествуют действию, опережают его, то это якобы служит свидетельством первичности сознания по отношению к материальной деятельности людей, практике. Подчеркивая единство теории и практики, диалектический материализм доказывает, что мысли людей являются ответом на запросы практики, что образ жизни людей определяет образ их мыслей. При этом марксистская философия не отвергает активности разума, а, указывая на его активность, анализирует материальный источник возникновения этой активности. Маркс писал, что «природа не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д. Все это - продукты человеческой деятельности; природный материал, превращенный в органы власти человеческой воли над природой или в органы исполнения этой воли в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания».
Общие положения диалектического материализма о связи теории с практикой послужили основой для постановки и разработки в психологии вопросов, связанных с проблемой соотношения сознания и деятельности.
Неразрывную связь сознания и деятельности психология видит уже в неразрывной связи ощущения и движения. При этом она опирается на данные естествознания, исходит из положения о рефлекторной природе любого психического явления. В естественнонаучном обосновании этого положения преимущественная роль принадлежит И. М. Сеченову. Психическая деятельность, по Сеченову, выражается внешними признаками, и обыкновенно все люди, и неученые, и ученые, и натуралисты, и люди, занимающиеся исследованием духа, судят о первой по последним, т. е. по внешним признакам.
И. М. Сеченов считал, что все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится к мышечному движению. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге - везде окончательным фактом является мышечное движение. Чтобы помочь читателю поскорее помириться с этой мыслью, я ему напомню рамку, созданную умом народов и в которую укладываются все вообще проявления мозговой деятельности, рамка эта - слово и дело. Под делом народный ум разумеет, без сомнения,  всякую  внешнюю механическую деятельность человека, которая возможна лишь при посредстве мышц.  А  под  словом уже  вы, вследствие вашего развития, должны разуметь, любезный читатель, известное сочетание звуков, которые произведены в гортани и полости рта при посредстве опять тех же мышечных движений».
Считая непременным условием   научного  познания психики раскрытие связи психических явлений  с деятельностью человека как связи двух первых третей рефлекса головного мозга с его последней - третьей частью, Сеченов считает деятельность  необходимым  условием развития самих органов человека. «Известно из наблюдений над взрослым человеком, над ребенком и над животными,- пишет Сеченов, - что первым условием для поддержания материальной  целости,  следовательно  и функций всех нервов и мышц без исключения, необходимо соответственное упражнение этих органов; так, на зрительный нерв должен действовать свет, движущий нерв должен быть возбуждаем и его мышца должна сокращаться и пр. С другой стороны знают, что в случае  насильственного  прекращения  упражнения   которого бы то ни было из этих органов в человеке является тягостное чувство, заставляющее его искать недостающего упражнения».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam