Наука и техника Наука и техника - Сознание и переживание
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Сознание и переживание
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Сознание и переживание
Рейтинг: / 1
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Указанием на значение познавательных процессов в сознательном отражении внешнего мира однако не исчерпывается характеристика сознания и не уясняется до конца его место в системе отражательной деятельности человека.
Познает объективную действительность не какой-то абстрактный человек, а конкретная живая личность. А эта личность не только познает, но и чувствует и действует. Психические явления принадлежат определенному субъекту, им переживаются. Эта принадлежность психических явлений определенной личности определяет субъективную сторону в отражательной деятельности человека. Сознание это не только знание, но и переживание.
В литературе, особенно философской, часто имеет место отождествление, если не в формулировках, то по смыслу, сознания с познавательными процессами вообще, с мышлением в особенности. Причем мышление в большинстве случаев рассматривается как процесс познания в его чистом виде, не обремененном ничем личностным, абстрагированным от всякого переживания, от любой эмоции. Это абстрагирование в известной степени может быть оправдано лишь дидактическими и методическими целями, но никак не целями научного понимания сущности дела.
В действительности объективное содержание сознания, полученное через познавательные процессы, существует для человека как принадлежащее ему отражение внешнего мира, как его переживание.
Идеалистическая психология обычно начинала с анализа переживаний субъекта. При этом подчеркивалось, что данность психического субъекту является существеннейшей и единственной характеристикой сознания. На переживании этот анализ обычно и заканчивался. Выходило, что сознание нигде не имеет начала, ибо оно дано субъекту как таковое. Познать его по внешним проявлениям было невозможно, оно познавалось будто бы только изнутри, путем интроспекции. Круг оказывался замкнутым.
Интеллектуалистические теории сознания пытались выйти из этого круга, но им не удавалось разрешить реально существующего противоречия, раскрыть действительные связи познания и переживания. Анализируя сознание, представители интеллектуалистических концепций просто сбрасывали со счетов эмоциональный фон, на котором развертывается познавательная деятельность, а оперировали процессом и продуктами чистой мысли. Идеализм и этими концепциями не преодолевался, он только из одной области смещался в другую. Выход из тупика в решении вопроса о соотношении знания и переживания состоял не в том, чтобы каким-то образом в отражении человека уравнять знание н переживание, а в том, чтобы понять роль переживания в познании - охарактеризовать индивидуальную личностную сторону познания.
Переживание, как и знание, составляет одну из сторон сознания. Указывая на то, что знание и переживание являются сторонами сознания, мы несколько огрубляем реальные отношения, в которых существуют эти явления. Смысл этой характеристики состоит в подчеркивании положения, что знание и переживание неразрывно связаны между собой, взаимно проникают друг в друга, постоянно взаимодействуют. У реально живущего, познающего и действующего человека нет только знаний и нет только переживаний. Объективное содержание психического процесса, характерное для знания, оценивается, соотносится с индивидуальным опытом человека, с его жизнью. В этом соотнесении и оценке вскрывается истинное значение процессов и явлений внешнего мира для человека, их смысл. Этим в известной степени объясняется роль психических явлений в жизнедеятельности человека.
Путем раскрытия отношения психического явления к причине его вызвавшей, само переживание становится фактом сознания. Вне раскрытия этой связи, этого отношения переживание может существовать, но оно остается неосознанным. Раскрытие объективного предмета переживания означает вместе с тем осознание и самого переживания.
Термин переживание в обыденной жизни и психологической литературе употребляется в более узком смысле, чем в данном случае. Переживанием считают не любое психическое явление, а особенно важное в индивидуальной жизни человека явление, отчетливо влияющее на ход событий этой жизни. И относятся эти психические явления по традиционной классификации к эмоциональным процессам. Но и в этом и в другом случае остается верным то, что переживается человеком любой психический процесс и что сознание человеком своего переживания связано с включением в психический процесс знания, как отражения того внешнего воздействия, которое им переживается.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam