Наука и техника Наука и техника - Самосознание как вид сознания
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Самосознание как вид сознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Самосознание как вид сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Сложность сознательного отражения человеком внешнего мира заключается в значительной степени в сложности сочетания объективного и субъективного моментов познания. Это отчасти отражается уже в языке. Факт восприятия внешнего воздействия можно выразить двояко: увидев дерево, услышав шум приближающегося трамвая, человек может сказать: «дерево зеленеет, идет трамвай» или: «я вижу зеленеющее дерево и слышу шум проходящего трамвая». 
В первом случае констатируется объективный факт, во втором - к этой констатации существования объекта, к характеристике его независимых от субъекта свойств присоединяется представление о воспринимающем субъекте. С этим представлением связана субъективность явлений сознания, понятие действующего лица, наблюдателя, которое получило распространенное название «я».
Несмотря на разницу взглядов на сущность «я», большинство психологов и философов сходятся на том, что «я» - это определенная реальность, отрицать которую невозможно и с существованием которой не считаться нельзя. Субъект, его переживания, состояния и деятельность суть нечто поистине действительное. Идеалисты считают, что субъект - это лишь психическое образование, которое представляет собой лишь имманентную неизменную сущность, иначе говоря, душу.
На реальность «я» указывали не только идеалисты, о ней говорили и материалисты. Так, в своем письме к сыну физиологу А. И. Герцен писал: «Человек, лишь только начинает взвешивать свои поступки, сознает, что он действует по собственному желанию. Он заключает отсюда о самопроизвольности своих поступков - забывая, что само сознание представляет равнодействующую длинного ряда антецедентов. Он подмечает цельность своего организма, единство всех его частей и их функций, убеждается в существовании центра для его чувственной и умственной деятельности и заключает на основании этого об объективном существовании души, независимой от материи и господствующей над телом.
Следует ли отсюда, что чувство свободы личности - заблуждение, сознание нашего я - галлюцинация? Я не думаю этого. Свергнуть ложных богов необходимо, но это еще не все: под масками их мы должны отыскать причину их существования. Какой-то поэт выразился, что предрассудок представляет почти всегда младенческую форму предчувствуемой истины».
Свержение богов, т. е. ложных понятий, о котором говорит А. И. Герцен, является мерой, необходимой там, где становится до очевидности ясным, что эти понятия действительно являются именно теми божествами, ценность которых сводится к нулю и реальное содержание которых ничтожно. Действительно ли таковым является понятие «я»? Очевидно, нет. Этот кумир имеет реальное значение, с ним человек сталкивается в повседневной практике, в ежеминутном своем взаимоотношении с внешним миром.
Что же такое я, какой реальный смысл вкладывается в это понятие?
Несколько примеров покажут, как многогранно это явление и как многозначно представление о нем. Человек, например, может сказать «я плохо одет», «меня намочил дождь», в этих случаях речь идет, очевидно, об одежде человека. Несколько другой смысл приобретает высказывание человека о том, что он устал, что ему весело. В первом случае констатируется существование объективного события, во втором наряду с сообщением о факте усталости, веселья сообщается и о переживании этих состояний субъектом. Знание о состоянии человека дополняется переживанием им самого этого состояния. Существуют оттенки смысла в выражении переживания человеком усталости от физической работы, как усталости тела, от душевной усталости. Усталость в первом смысле слова как бы находится в мускулах, оно чувственно локализовано в определенном месте. Переживание усталости является отражением человека состояний органов его тела. Усталость духовная уже не локализуется в каком-нибудь месте. В этом случае усталость не является отражением состояния отдельных органов или систем организма, а выражает моральное состояние личности. Усталость как скука, духовная опустошенность, является, конечно, другим признаком в определении понятия я, чем телесная усталость. Один раз, в первом случае, речь идет как об определенном физическом теле, другой раз о духовном содержании, субъективной стороне жизни человека. Когда человек говорит, что он хорошо запоминает номера телефонов или что он умен или глуп, то эти характеристики я уже не являются результатом ощущения состояния организма, непосредственного переживания. Они являются продуктом умозаключения.
Можно быть одаренным и до поры до времени, в детском возрасте например, не отдавать себе отчета в этом, не чувствовать этого непосредственно. Но само существование одаренности, как способности к определенного рода деятельности, является необходимым условием возникновения осознания  человеком   себя  как  существа одаренного. Например, музыкальное дарование существует у ребенка раньше, чем он осознает его. О своей способности хорошо запоминать имена или номера телефонов или о своей одаренности человек узнает из осуществления этих способностей, из проявления одаренности. Осознание их как свойств своей личности возникает в результате реализации этих  свойств  личности в определенных общественных условиях.
Эти примеры показывают, насколько многообразно и разнопланово понимается я, как много у него аспектов, насколько разнообразными могут быть подходы к нему. При всем разнообразии сторон этого явления необходимо различать характеристику физических и духовных особенностей личности. Конечно, физическое и духовное в человеке органически слиты. В целях же лучшего понимания этих сторон личности их целесообразно разделить. Правомерность такого разделения оправдывается в известной степени тем, что в процессе индивидуального и исторического развития сознания сначала формировалось представление о физическом облике человека, а затем возникло осознание себя как думающего, познающего существа.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam