Наука и техника Наука и техника - Детское самосознание
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Детское самосознание
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Детское самосознание
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Процесс исторического становления самосознания может быть исследован путем изучения продуктов деятельности человека, искусства, языка, в которых выражается уровень познания человеком внешнего мира и осознания им самого себя.
Структура самосознания, закономерности его формирования наиболее отчетливо выявляются при возникновении сознания в детском возрасте. В детском возрасте процесс формирования самосознания может быть предметом наблюдения и экспериментального исследования. Экспериментальное изучение этого процесса, проведенное в советской психологии, исходит из ясных диалектико-материалистических установок. Главная из них заключается в признании того, что самосознание не врождено человеку, а представляет собой продукт его развития в определенных общественно-исторических условиях, является результатом реальных взаимоотношений человека с другими людьми. Самосознание человека- это не только и не столько переживание, непосредственно присущее ему, как это утверждали психологи-идеалисты, а результат познания реальных причин своих  переживаний,  действительного  процесса  своей жизнедеятельности.
Процесс осознания человеком самого себя, начинаясь с некоторого «самоощущения», возникающего в процессе жизнедеятельности, формируется тем же путем, которым развивается и осознание внешнего мира. Развитие самосознания заключается в переходе от ощущения к представлениям, а от него к мысли. Физическое я ребенка, которое некоторые авторы (В. Штерн и др.) считают изначально присущим человеку и составляющим якобы базу для формирования духовного я, обретается человеком в опыте, подобно любому знанию о внешнем мире. Исходным в формировании представлений человека о самом себе является образование ощущений и многообразных связей между ними. Анализируя эти ощущения и связи между ними, человек встречается сам с собой.
В основе явлений самосознания лежит та же рефлекторная деятельность мозга, с которой физиология и психология имеют дело при изучении познания человеком внешнего мира.
Ценные соображения о формировании самосознания в детском возрасте содержатся в трудах И. М. Сеченова. И. М. Сеченов анализирует на ребенке объективно возникающее различение между зрительными, слуховыми и осязательными ощущениями, получаемыми им при восприятии собственного тела, и зрительными, слуховыми и осязательными ощущениями, получаемыми им при восприятии внешнего мира и других людей. В процессе получения этих ощущений и возникновения различения между ними у ребенка формируется представление я. Вот как И. М. Сеченов описывает этот процесс:
«Ребенок видит, например, свою руку 10 раз в день и столько же раз руку матери.
Чтобы видеть свою руку ясно, ребенок должен поставить ее на определенное расстояние от глаз. Он это и делает путем заученного рефлекса. У него ассоциируется таким образом зрительное ощущение своей руки с ощущением ее движения. Для рассматривания же руки матери такого движения вовсе не нужно, а нужно какое-нибудь другое, например подойти поближе. Пока подобных, различных по содержанию, ассоциаций мало, ребенок, конечно, не умеет отличать своей руки от материнской. Но с значительным умножением их, при разнообразных условиях, отличительные характеры ассоциаций должны выступать резче и резче - является отделение в сознании двух сходственных предметов.
Процесс идет далее: ребенок видит часто игрушку в руке матери и столько же часто в собственной: первое ощущение остается простым, ко второму присоединяется осязательное и мышечное.
История снова повторяется тысячи и тысячи раз. Оба акта отделились друг от друга, и в сознании является уже собственная рука с примесью самоощущения».
Экспериментальные исследования показывают,  что вначале ребенок обращается с органами своего тела как с предметами внешнего мира, он не только умственно, но и физически еще не отделяет от своего тела некоторых  предметов,  Соприкасающихся с мим.
Это вычленение собственного тела из совокупности окружающих предметов осуществляется путем расчленения самой  действительности,  выделения   из   совокупности предметов и явлений отдельных предметов в результате деятельности ребенка с этими предметами и путем изменения функций органов своего тела. Например, существенным условием осознания ребенком ножек как своих является превращение их из предметов игровой деятельности в средство деятельности с другими предметами. Переживание собственной деятельности,  возникающее в результате ощущения собственного тела, постепенно   отделяется   от   отражения   объективных свойств предметов, с которыми сталкивается ребенок. Эти объективные свойства превращаются из причины переживания в объект знания. Объектом познания постепенно становятся и сами переживания.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam