Наука и техника Наука и техника - Темные ощущения
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Темные ощущения
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Темные ощущения
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Фоном, на котором осуществляется у ребенка формирование переживаний, а из переживаний формирование представлений об органах своего тела, являются мышечные ощущения, которые несут на себе, больше чем какие-либо другие ощущения, печать принадлежности определенному субъекту. Для формирования самосознания большое значение имеют также те, по словам И. М. Сеченова, неопределенные темные ощущения, которые сопровождают акты, совершающиеся во внутренних органах.
Эти ощущения примешиваются к любой деятельности человека, к любому акту восприятия им внешнего мира. Будучи постоянно связанными с деятельностью органов чувств, воспринимающих внешние воздействия, эти ощущения являются отражением состояния организма и составляют самоощущение, самочувствие человека. На материальный характер деятельности организма, лежащей в основе образования самочувствия человека, указывают исследования павловской школы, в частности M. Быкова и его учеников.
Большую роль в образовании самочувствия человека играет деятельность особых анализаторов, при помощи которых воспринимается и анализируется сложный комплекс явлений, происходящих в самом организме. В процессе нормальных взаимоотношений с объективной действительностью, при здоровом состоянии внутренних органов, человек не воспринимает отчетливо субъективного фона своей воспринимающей деятельности. Человек обычно не дает дифференцированной характеристики различным состояниям своего самоощущения. Весь сложный комплекс психических явлений, составляющих самочувствие, получает, по словам И. М. Сеченова, родовое обозначение я.
Само отделение самочувствия, субъективного оттенка всякой деятельности от объективного содержания этой деятельности не изначально дано человеку, оно является результатом многократного сочетания разнообразных комбинаций объективного и субъективного в любом психическом процессе. «Из детского самочувствия,- писал И. М. Сеченов, - родится в зрелом возрасте самосознание, дающее человеку возможность относиться к актам собственного сознания критически, т. е. отделять все свое внутреннее от всего приходящего извне, анализировать его и сопоставлять (сравнивать) с внешним, - словом, изучать акт собственного сознания».
Формирование самосознания осуществляется в процессе выделения человеком себя из внешнего мира. Первичной формой этого выделения, заключающегося в формировании представлений человека о своем физическом я, является отграничение человеком внешнего пространства от пространства своего тела, выделение из самочувствия осознания «схемы своего тела». Это выделение осуществляется в процессе конкретного взаимодействия ребенка с предметами, находящимися вне его. Активное оперирование предметами в разных ситуациях способствует осознанию объективных свойств этих предметов, которыми они как бы противостоят человеку (плотность, форма и т.д.), и свойств органов своего тела. Овладению внешним пространством, а через него выделению из этого пространства собственного тела способствует возникающая в конце первого года жизни ребенка способность перемещаться самому относительно предметов. Эта способность дополняет способность ребенка перемещать предметы относительно своего тела. С развитием ребенка эти способности совершенствуются. Способность перемещаться в пространстве возникает с началом ходьбы, способность перемещать предметы развивается с усложнением хватательных движений руки и развитием координации этих движений с показаниями дистантных органов чувств, прежде всего зрения, затем слуха и т.д. Действия с предметами, таким образом, имеют большое значение в процессе выделения человеком самого себя из предметного мира. Решающую роль в этом процессе приобретает предметный характер самой деятельности. Факты показывают, что ребенок отражает первоначально предметы своей деятельности, а затем только свою деятельность с этими предметами.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam