Наука и техника Наука и техника - Расширение сферы самосознания
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Расширение сферы самосознания
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Расширение сферы самосознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Расширение сферы самосознания происходит за счет отделения ребенком своих действий от себя. Анализируя процесс возникновения представлений о собственных действиях, И. М. Сеченов подчеркивал, что этот процесс осуществляется подобно всякой познавательной деятельности человека, направленной на внешний  мир.
«Когда   ребенок  на  вопрос: «что делает Петя?» отвечает от себя совершенно правильно, т.е. соответственно действительности: «Петя сидит, играет, бегает», анализ собственной особы ушел уже у него на степень отделения себя от своих действий. Что это такое и как это происходит? Ребенок множество раз получает от своего тела сумму самоощущений во время стоянья, сиденья, беганья и пр. В этих суммах, рядом с однородными членами, есть и различные, специально характеризующие  стояние,  ходьбу и пр. Так как состояния эти очень часто перемежаются друг с другом, то существует тьма условий для их соизмерения в сознании. Продукты последнего и выражаются мыслями: «Петя сидит или ходит». Здесь Петя обозначает, конечно, не отвлечение из суммы самоощущений постоянных членов от изменчивых, потому что  эта  операция удается плохо даже взрослому, но мысли все-таки соответствует ясное уже и в уме ребенка отделение своего тела от своих действий. Затем, а может быть и одновременно с этим, ребенок начинает отделять в сознании от прочего те ощущения, которые составляют позыв на действия, - ребенок говорит: «Петя хочет есть, хочет гулять» и пр. В первых мыслях выражается безразлично состояние своего тела, как цельное самоощущение;   здесь  же  сознана   раздельность  уже   двух самоощущений... Так как эти состояния могут происходить при сиденья, при ходьбе и пр., то должно происходить соизмерение и их друг с другом в сознании. В результате выходит, что Петя то чувствует пищевой голод, то гуляльный; то ходит, то бегает: во всех случаях Петя является тем общим источником, внутри которого родятся ощущения и из которого выходят действия».
Отделение человеком своих действий от самого себя предполагает выделение из психических состояний побудительных сил этих действий - мотивов поведения. Последние проявляются прежде всего в желаниях ребенка. Осознание желания, отнесение его к самому себе, осознание действия как способа осуществления этого желания связано с формулированием ребенком цели своего поступка, со способностью сохранить эту цель и практически реализовать ее. Осознание своих действий, целей своей деятельности и мотивов своего поведения означает начало формирования духовного я ребенка, начало самосознания личности. Если выделение ребенком своего тела из совокупности окружающих предметов завершается формированием самоощущения, самовосприятия и представления о себе, то осознание человеком своих психических свойств, качеств осуществляется в процессе формирования мысли, понятия о я. Процесс самоощущения имеет своей физиологической основой деятельность первой сигнальной системы, формирование же понятия о внутреннем мире человека, его духовное я связано с деятельностью второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система является орудием ориентировки человека не только во внешнем мире, но и в себе самом.
Понятийный характер отражения, связанный со второй сигнальной системой, обеспечивает условия возникновения мыслей о собственных поступках, своей психической деятельности. Их возникновение оправдано необходимостью регулирования своего поведения в соответствии с требованиями окружающих условий. Саморегуляция, контроль над своим поведением составляют функцию самосознания, его жизненный смысл и являются отличительными особенностями человека.
Физиологическим механизмом осуществления самосознания, а вследствие этого и саморегуляции и самоконтроля является деятельность второй сигнальной системы. В формировании самосознания человека вторая сигнальная система имеет исключительное значение. Она, во-первых, служит механизмом обобщения данных самочувствия, самоощущения. Это обобщение необходимо в процессе формирования понятия я. Во-вторых, и это главное, она служит физиологической основой речи человека. А через речь осуществляется общение человека с другими людьми. Вне связей же человека со средой, и прежде всего с общественной средой, другими людьми невозможно понять формирование его самосознания.
Осознание человеком самого себя путем выделения из среды осуществляется в процессе общественно-практической деятельности человека и восприятия им самого процесса этой деятельности и ее результатов. Исходным в самосознании является, таким образом, не полагание субъектом самого себя и осознание собственного я, как утверждал  Фихте, и  не саморазвитие  и самозавершение сознания в самосознании, как считал Гегель, а познание реальной  жизни  и  деятельности, практических изменений человеком внешнего мира. При этом имеется в виду отражение воздействий на внешний мир не одного лица, а коллектива, общества, человечества в целом. Следовательно, речь идет не столько о личном, сколько об общественном  воздействии   человека   на   природу.   Выделение   субъекта   из   среды шло, по всей вероятности, вначале путем  различения природы и человеческого общества, а затем путем выделения индивидуума из человеческого рода. В формировании   самосознания   большое   значение   имеет осознание человеком своей деятельности, но еще большее значение имеет осознание человеком деятельности других людей, их реальных взаимоотношений с внешним миром. Таким образом, начальным этапом самосознания является  не  смотрение  человека  внутрь  и постижение своего внутреннего мира, а познание человеком внешнего мира и других людей. Осознавая деятельность людей, воздействующих на внешний мир и изменяющих его, человек приходит к осознанию себя как активного субъекта познавательной и практической деятельности.   Следовательно,   формирование   самосознания начинается не с самоанализа субъекта и перенесения данных этого самоанализа на познание внешнего мира и других людей, а от познания внешнего мира  и  других  людей.  Эта  мысль  ярко  выражена Марксом: «В некоторых отношениях человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».
Другие люди, с которыми человек постоянно взаимодействует различным образом, отражают его я. Поведение окружающих людей служит отправной том кой для формирования представлений человека о своем собственном я, соответствующих объективным, свойствам и качествам, которыми данная личность обладает.
Отражение себя зависимым от объективного хода вещей и своих связей с другими людьми способствует формированию представлений человека о своих правах, обязанностях, долге. В свою очередь- переживание долга, чести, совести составляет нравственную основу чувства я. К самоощущению как переживанию своего физического состояния, к осознанию своей познавательной деятельности присоединяется представление о себе как практически деятельном существе и нравственной личности. Вытекающее из осознания себя как нравственной личности чувство собственного достоинства, а также критическое отношение к своим намерениям и действиям составляют важные элементы самосознания человека.
Центральное   положение   диалектико-материалистической философии об общественной сущности сознания остается верным и для понимания самосознания личности и подтверждается конкретными экспериментальными психологическими исследованиями. Эти исследования показывают, что наряду с предметным миром, в   формировании   всех  элементов   самосознания личности имеют большое значение другие люди, общество в целом. Другие люди выступают главной причиной  формирования  самосознания  личности  человека. Например, уже организуя  предметную игровую деятельность, взрослые способствуют отделению ребенком внешних предметов от собственного тела, отличению внешнего пространства от «схемы» тела. Постоянно называя ребенка собственным именем в разных ситуациях, при разных его психических и физических состояниях, взрослые помогают формированию у ребенка осознания своих действий, отделению их от себя и от предметов, на которые они направлены, и способствуют формированию у ребенка понятия я, как устойчивой совокупности действий, желаний и других психических   свойств.   Подобно   формированию понятия любого предмета при его назывании собственное имя ребенка постепенно приобретает свойство обозначать некую устойчивую совокупность его качеств. Из обозначения отдельного свойства оно становится обозначением понятия.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam