Наука и техника Наука и техника - Экспериментальные исследования,
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Экспериментальные исследования,
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Экспериментальные исследования,
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.10.2010 г.
Большой интерес представляют экспериментальные исследования, выясняющие роль оценки в формировании самооценки личности, как одной из важных сторон самосознания. Данные этих исследований также наглядно показывают роль общественных условий, окружающих ребенка людей в формировании самосознания личности.
Оценка действий, поступков ребенка способствует ориентировке его в своих побуждениях, потенциальных качествах, которые могут реализоваться при определенных условиях. Их оценка выполняет в процессе воспитания и обучения разные функции. Б. Г. Ананьев особо выделяет ориентирующую и стимулирующую функции оценки. Ориентирующая функция оценки проявляется в том, что оценка способствует осознанию ребенком своих знаний, полученных в процессе обучения. Стимулирующая функция оценки служит условием формирования у ребенка переживаний, связанных с результатами его деятельности, и тем самым выполняет роль побудителя к достижению определенных результатов деятельности.
Исследование процесса формирования самосознания путем оценки окружающих и себя показывает, что оценка поступков, качеств других людей у подростков возникает легче и раньше, чем оценка качеств собственной личности. Причем при формировании оценки других людей сначала возникает оценка качеств, связанных с определенными видами деятельности, затем оценка качеств, связанных со взаимоотношениями с другими людьми, и затем оценка качеств, относящихся к личности в целом. О роли оценки ребенка другими людьми в формировании самооценки и самосознания подростка свидетельствуют характерные ответы испытуемых на вопрос экспериментатора: «Откуда ты знаешь о чертах своего характера?», сообщаемые в упоминавшейся выше работе Г. А. Собиевой. Подростки отвечают, что они знают о своих качествах родителей, учителей, товарищей, а затем начинают замечать их у самих себя.
Эта способность замечать соответствующие качества у самого себя, способность самооценки возникает в результате оценки поступков подростка взрослыми, анализа и обобщения наблюдаемого подростком поведения других людей, в котором проявляются соответствующие качества. «Человек познает себя через другого человека лишь в процессе общения и понимания других людей... Если подросток определяет собственные качества, он может это проделывать лишь при условии сравнения, сопоставления себя с другими». Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Предъявление определенных правил поведения, требований к индивиду, взрослому или ребенку, становится необходимой побудительной силой, направляющей анализ собственных психических особенностей.
Определенные требования общества к индивидууму служат источником осознания человеком характера своей деятельности, ее результатов, а благодаря этому осознаются и качества личности человека, которые в известном смысле выступают как причина определенного поступка, как побудительная сила соответствующей деятельности. Самоанализ, отчет человека в своих поступках, которыми сопровождается самосознание, не является реализацией внутренней потребности человека в самоуглублении, самокопании, о которых обычно говорят психологи-идеалисты, а является формой само- регулирования человеком своей деятельности. Самоконтроль, осуществляемый как регулирование познания и переживаний человека, возникающих в предметной деятельности, контроль за результатами этой деятельности в процессе индивидуального развития человека дополняется самоконтролем за поведением на основе соответствующих моральных норм. Наряду с познавательными свойствами личности формируются ее нравственные качества. Если первые возникают как результат отражения прежде всего объективных качеств, свойств вещей предметного мира, то вторые формируются и проявляются во взаимоотношении человека с другими людьми, при осуществлении жизнедеятельности в определенном коллективе.
В процессе общения, совместной деятельности в коллективе самосознание обогащается как путем выделения индивидуума из коллектива, так и путем осознания себя не просто как индивидуума, а как части коллектива. Процесс развития самосознания, начинаясь с осознания человеком своего физического я, возникающего в практических взаимоотношениях человека с предметами объективной действительности, завершается формированием у человека осознания себя как субъекта коллективной деятельности, как части определенного производственного коллектива, как части общества.
Этот процесс выделения индивидуальности из коллектива и осознание человеком себя как части коллектива сопровождается формированием и расширением объема осознания человеком нравственных качеств своей личности. Таким образом, общество в разных формах влияет на формирование самосознания личности. В детском возрасте процесс общественного влияния на формирование самосознания осуществляется в ходе совместной игровой деятельности и учебы детей в дошкольных коллективах или других детских учреждениях. В школе на формирование моральных качеств ребенка наряду с влиянием самих воспитателей большое влияние оказывает коллектив отряда, класса, школы. Высшим уровнем самосознания является осознание человеком себя как субъекта коллективной деятельности, личностью. Этого высшего уровня в своем развитии человек достигает путем осознания себя как субъекта. Самосознание осуществляется через осознание себя как части класса, школы, общества.
«Осознание себя, - пишет А. Л. Шнирман в указанной статье, - как субъекта различных видов своей практической и теоретической деятельности неразрывно сплетено в самосознании человека с осознанием своих отношений к тому коллективу, в котором развертывается эта деятельность, с осознанием своих обязанностей, своего долга перед коллективом. В связи с этим в развитии самосознания особенно отчетливо выступает нравственная его сторона. Вот почему в психологической структуре самосознания мы придаем особенно важное значение представлениям человека о своих правах и обязанностях, чувству долга и ответственности, чести и совести».
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam