Наука и техника Наука и техника - Об осознанных и неосознанных психических явлениях
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Об осознанных и неосознанных психических явлениях
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Об осознанных и неосознанных психических явлениях
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.10.2010 г.
Существует ли бессознательное?
Понимание природы сознания, его места в системе психических явлений требует определенного ответа на поставленный в истории науки вопрос о соотношении осознанных и неосознанных психических процессов.
Наряду с характеристикой явлений сознания бессознательное стало отдельным предметом исследования.
Проблема бессознательного изучалась и обсуждалась учеными в течение многих десятилетий. К ее решению подходили с разных точек зрения представители разных научных дисциплин, начиная от неврологии, с одной стороны, и кончая философией - с другой. Вопрос о сущности бессознательного был объектом как экспериментальных исследований, так и теоретических изысканий. В отчетливой форме представление о бессознательном выразил Лейбниц в своих представлениях об особом классе «малых перцепций», неапперципируемых восприятий. Эти малые бессознательные перцепции в отдельности не замечаются, при суммировании их действия, при соответствующем упорядочении возникает ясное сознательное восприятие или впечатление. В идеалистической концепции Лейбница бессознательные перцепции представляют собой низшую ступень развития врожденного, присущего душе содержания, являясь материалом сознательной деятельности души, условием развития психической жизни как замкнутого в себе единства.
В истории развития науки представления о бессознательных психических явлениях принимались учеными разных философских направлений, противоположных психологических школ. О бессознательных темных представлениях говорил, например, Кант. В философии Шеллинга немалое место занимает идея о бессознательной деятельности.
Среди психологов, в системе взглядов которых отводилось место бессознательному, могут быть названы Гербарт, Вундт, Гельмгольц, Цельнер, Бенеке, Фехнер и другие.
Так, Гербарт указывал, что существуют представления, которые при определенных условиях не сознаются субъектом. Введением понятия бессознательных представлений Гербарт пытался объяснить динамику душевной деятельности. Это было главной задачей его психологии. Бенеке полагал, что сознанием сопровождаются только те из представлений, которые обладают высшей степенью интенсивности. По мнению Фехнера, психология не может обойтись без допущения существования бессознательных ощущений. Вундт, Гельмгольц, Цельнер и другие психологи утверждали, что существуют бессознательные умозаключения.
Э. Гартман разработал специальную теорию бессознательного - «философию бессознательного». Определяя ее задачу, Гартман писал, что она должна «исследовать относительно бессознательное и абсолютно бессознательное, причем, следуя индуктивному методу, она должна была, исходя от относительно бессознательного на почве физиологически бессознательного, через абсолютно бессознательную индивидуальную деятельность, возвыситься к метафизически бессознательному в смысле функционального и  субстанционального  монизма».
Для философии бессознательного Гартмана важно подчеркивание существования бессознательного в последнем, как сам Гартман говорил, метафизическом значении. Признание существования бессознательного в этом смысле означает признание существования бессознательного абсолютного духа или бессознательного субъекта, иначе говоря, утверждение существования субстанциального носителя бессознательной абсолютной деятельности. Само бессознательное превращается в субстанцию, по отношению к которой все остальное является только ее акциденциями, аттрибутами или модусами. «Преобразование прилагательного в существительное или субъективация предиката в выражении «бессознательное» получает благодаря этому более чем только грамматическое, но и фактическое значение. Бессознательный субъект с бессознательной деятельностью является тем тождественным третьим, которого последователи философии тождества в психофизическом параллелизме ищут позади материального явления и явления сознательно-психического, оставляя его, однако, совершенно неопределенным, хотя и ясно, что тождественное третье может существовать только тогда, когда оно отличается от обеих форм своего проявления, а следовательно, не является ни материальным, ни сознательно-психическим, т.е. когда оно есть нематериальное бессознательное».
Однако подобное философское обоснование существования бессознательного не смогло устранить противоречия между разным пониманием бессознательного в системах отдельных психологов, у представителей разных психологических школ. Само психологическое понятие бессознательного часто приобретает разный смысл.
Несмотря на противоречия между психологами и философами, признающими существование бессознательного, на противодействие мнению о бессознательном со стороны ряда таких крупных психологов, как Лотце, Бэн, Спенсер и другие, концепции бессознательных психических явлений получили в конце XIX в. широкое распространение. Для философии этот период был периодом господства идеалистических направлений.
Концепция бессознательного в философии дополнялась теориями естествоиспытателей. Работы Рибо, Жанэ, Принта проложили путь к изучению глубин психической жизни, ее бессознательных состояний.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam