Наука и техника Наука и техника - Особенности взаимодействия сигнальных систем,
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Особенности взаимодействия сигнальных систем,
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Особенности взаимодействия сигнальных систем,
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.10.2010 г.
Особенности взаимодействия сигнальных систем, связанные с динамикой осознанного и неосознанного отражения, экспериментально изучались при анализе словесного отчета испытуемых после опыта. В большинстве исследований, посвященных этому вопросу, испытуемыми были дети. В этих исследованиях выяснилось, как осознаются самим испытуемым воздействующие на него непосредственные и словесные раздражители, ответные реакции и временные связи этих реакций с условными раздражителями. 
Если, например, образовать условный рефлекс на комплексный раздражитель, состоящий из сильного (яркий зеленый квадрат) и слабого (общее усиление освещения комнаты) компонентов (опыты Л. И. Котляревского, В. К. Фаддеевой), то условные раздражители, ответная реакция и связи между ними будут по-разному осознаваться разными испытуемыми. Часть испытуемых осознает, т. е. адекватно отражает во второй сигнальной системе, и условные раздражители, и свои реакции, и связь между реакциями и раздражителями. Другие испытуемые осознают лишь некоторые из этих зависимостей, некоторые же из них остаются неосознанными. Так, часть испытуемых считает, что они нажимали на резиновый баллон (нажатие на этот баллон является формой ответной деятельности) тогда, когда загорался «зеленый огонек», хотя в действительности и слабый компонент (общее освещение помещения), будучи применен отдельно от сильного компонента (зеленого квадрата), как правило, также вызывал условную двигательную реакцию. Опрошенный после опыта испытуемый говорит, что он видел зеленый цвет, нажимал на резиновый баллон. На вопрос, почему он нажимал, испытуемый отвечает: потому что загорался свет.
В этих опытах образовавшаяся связь между двигательной реакцией и слабым компонентом комплексного раздражителя по-разному осознается отдельными испытуемыми. Одни из (них, правильно реагируя на слабый раздражитель нажатием на баллон, осознают свою двигательную реакцию, но факта воздействия условного раздражителя не осознают: на вопрос о том, почему они нажимали на баллон, они отвечают, что не знают. А то, что они нажимали, они знают.
Другие испытуемые осознают условный раздражитель, но своей двигательной реакции на этот раздражитель не осознают, хотя эта реакция объективно имеет место. Ребенок говорит, что комната освещалась, но нажимал ли он на резиновый баллон, он не знает.
Третьи испытуемые правильно реагируют на слабый условный раздражитель: они говорят, что комната освещалась. Осознают они и свою двигательную реакцию. На вопрос о том, нажимали ли они на баллон, они отвечают утвердительно. Однако причина, вызвавшая двигательную реакцию, не отражается во второй сигнальной системе; она остается неосознанной: не осознается связь между раздражителем и ответной реакцией на него. Испытуемый в этом случае говорит, что он нажимал на резиновый баллон тогда, когда загорался зеленый свет, хотя зеленый свет в этом опыте не загорался и применялся лишь слабый раздражитель - усиление общего освещения комнаты.
Различные формы неосознаваемого отражения, выражающиеся в недостаточно точном словесном отчете испытуемого или искаженной словесной интерпретации характера внешних воздействий и ответных реакций человека, объясняются тем, что во всех этих случаях между разными участками нервной системы возникают взаимоиндукционные отношения. В одних случаях взаимоиндукционные отношения возникают «между путями, связывающими условные раздражители друг с другом или с двигательной реакцией, в других - между путями, соединяющими раздражители со словесной реакцией».
Представления о взаимодействии двух сигнальных систем в форме взаимоиндукционных отношений помогают выяснению физиологических основ неосознанного отражения, фактов неправильного или недостаточно полного осознания. В указанных выше опытах стоящий на первом плане зеленый световой сигнал, к тому же и более сильный по своим физическим качествам, отражаясь в коре головного мозга ребенка и связываясь с речевой областью, вызывает по законам взаимной индукции торможение на соседних участках коры. Индуцирующее влияние от сильного раздражителя сказывается и в том, что воздействие на испытуемого слабым раздражителем не получает отражения в словесном отчете ребенка, не осознается им.
Роль речи в процессе осознания действительности проявляется в участии речи в формировании любого психического явления. Для животных не только простое различение раздражителей, но и восприятие предметов, являясь продуктом деятельности единственной существующей у них первой сигнальной системы, является неосознанным. Возникновение восприятий человека связано с деятельностью не только первой сигнальной системы, но и с включением второй сигнальной системы. Благодаря этому через восприятие человек осознает отражаемые предметы и явления. Каждое восприятие представляет собой, конечно, прежде всего, отражение внешних воздействий, непосредственно воспринимаемых органами чувств, но вместе с тем восприятие человека содержит элементы абстракции и обобщения. Во всяком восприятии человека отражаются единичные предметы и явления внешнего мира. Но, отражая единичное, человек познает общее, он осознает единичное как частный случай общего. «Сферу психического, не входящего в сознание, - пишет С. Л. Рубинштейн, - составляют психические явления, функционирующие как сигналы, не будучи образами осознаваемых посредством них предметов. Образы, посредством которых осознаются предметы или явления, всегда обладают той или иной мерой обобщенности; они объективируются в слове, которое обозначает их предмет». Эта обобщенность восприятия, объективация его в слове, является результатом взаимодействия первой и второй сигнальных, систем. Образность, предметная отнесенность, обобщенность и объективация в слове - специфические признаки сознательного восприятия, отличающего этот психический процесс от аналогичного  процесса  отражения у животных.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam