Наука и техника Наука и техника - Экспериментальные данные
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Экспериментальные данные
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Экспериментальные данные
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.10.2010 г.
Экспериментальные данные с большой убедительностью свидетельствуют о том, что включение второй сигнальной системы играет исключительно большую роль в формировании осознанного, осмысленного отражения действительности. Например, с включением деятельности второй сигнальной системы в деятельность слухового анализатора анализ и синтез звуковых раздражителей поднимается на новый уровень. 
Если у животных не вырабатываются дифференцировки на такие существенные свойства звуков, как звонкость и глухость, то человеком эти свойства анализируются. Исследования Н. X. Швачкина показывают, что формирование фонематического слуха, выполняющего у человека смыслоразличительную функцию, неразрывно связано с осознанием значения слов, с включением деятельности второй сигнальной системы. Формирование же фонематического слуха в свою очередь влияет на усовершенствование речевой функции: возникают более тонкие речевые реакции.
Особенно отчетливо видна роль второй сигнальной системы в формировании восприятия у детей. Большое значение в формировании осознанного восприятия, как показывает Г. Л. Розенгард-Пупко, имеет формулирование ребенком задачи в форме вопроса: «что это?» Формулировка этого вопроса определенным образом направляет работу всех рецепторов.
Участие речи в формировании восприятия является необходимым условием осознания отраженной в восприятиях объективной действительности. Словесные обозначения предметов помогают человеку включить сформировавшийся конкретный образ в систему образов других предметов и явлений, накопленных человеком в индивидуальном опыте. Включение же вновь возникшего образа в систему близких к нему в том или ином отношении других образов, прочно закрепленных в опыте человека, способствует осознанию человеком предметов внешнего мира.
Характерной особенностью человеческого восприятия является его осмысленность. Смысл же воспринятого выявляется в системе связей и отношений воспринятого с другими явлениями и предметами объективной действительности. Осмысленное восприятие возникает при условии участия речевой деятельности, при речевой формулировке вопроса: «А что это такое?» и ответов на этот вопрос, сопровождающих познавательную деятельность человека.
Потеря осмысленности как качества человеческого восприятия означает превращение восприятия из осознанного отражения в отражение неосознанное. В нормальной деятельности человека процесс неосознанного восприятия также имеет место, но он встречается более редко, чем при некоторых патологических состояниях нервной системы.
Конечно, не все то, что воспринимается органами чувств, вызывает наш вопрос: «А что это такое»? и ведет к осознанию соответствующего раздражителя в системе других воздействий и в соответствии с прежним опытом человека. Не все воспринятое связывается со словом, которое, обозначая воспринятый раздражитель, заключает в себе его обобщенное смысловое значение, закрепленное практикой человечества. Проходя по улице, погруженный в глубокие размышления, или беседуя со своим спутником, человек может не осознавать воспринимаемых им внешних предметов и явлений, проходящих пешеходов, движущегося мимо транспорта, попадающихся по пути построек. О том, что эти предметы воспринимаются, свидетельствует адекватное условиям поведение человека. Он не натыкается на встречающихся пешеходов, обходит попадающиеся на пути столб, тумбу и т. д. Восприятие человека при данных условиях не является осмысленным, осознанным. Если условия изменяются, неосознанное восприятие, становится осознанным. Выделение предмета из совокупности внешних воздействий как условие его осознания связано со словесным, громким или тихим, мысленным обозначением этого предмета.
Некоторые патологические случаи свидетельствуют о том, что возможно и такое стечение обстоятельств, когда восприятие внешних воздействий имеет место, а превращения восприятия как психического отражения в отражение осознанное не происходит. Такого рода патология восприятия наблюдается при многочисленных случаях агнозий.
Примером бессознательного психического отражения, возникающего в результате нарушения взаимодействия сигнальных систем, частичного или полного выключения второй сигнальной системы, могут служить сновидения и восприятия при гипнозе. Необходимо хотя бы коротко остановиться на характеристике этих состояний и их соотношении с бессознательным отражением. Это сделать необходимо отчасти и потому, что именно эти состояния, особенно сновидения, послужили предметом особенно пристального внимания психоаналитиков, прежде всего Фрейда, и дали толчок для оформления его идеалистической теории бессознательного. «Для большинства философски образованных людей, - писал Фрейд, - идея психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с простой логикой. Это происходит, полагаю я, оттого, что они никогда не изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые - не говоря уже о всей области патологического, - принуждают к пониманию в духе психоанализа. Однако их психология сознания никогда не способна разрешить проблемы сновидения и гипноза».
Центральное положение психоаналитического понимания сновидений заключается в признании сновидений формой проявления вытесненных в бессознательное импульсов к действию. Отгороженное от сознания, бессознательное как бы мстит за себя, нарушая покой субъекта, врываясь в его сновидения. Причем желания проявляются в сновидениях не в их первоначальной форме, а в виде всевозможных символов. Все механизмы сновидения (сгущения, отодвигания и т.д.) служат задаче символизации вытесненных желаний. Желание может дать толчок к возникновению сновидения лишь в том случае, если к сознательному импульсу присоединяется действие бессознательного. «Я предполагаю,- подчеркивает Фрейд, - что сознательное желание лишь в том случае становится возбудителем сновидения, когда ему удается пробудить равнозначащее бессознательное и найти себе в нем поддержку и подкрепление». Желания, возникающие из бессознательного, согласно Фрейду, всегда активны, бессмертны. Они напоминают собой мифических титанов, на плечи которых богами в незапамятные времена взвалены тяжелые горные массивы, потрясаемые до сих пор движениями их могущественных мускулов. Вытесненные в бессознательное, желания возникают в детстве. Их влиянию на сновидения далеко уступают желания, возникающие в сознательном бодрствующем состоянии, ощущения, вызываемые раздражением органов чувств во время сна, и другие моменты психической деятельности.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam