Наука и техника Наука и техника - Процесс образования картин сновидения
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Процесс образования картин сновидения
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Процесс образования картин сновидения
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.10.2010 г.
Процесс образования картин сновидения есть процесс неосознанного отражения, процесс воспроизведения того, что было воспринято, пережито раньше. Хаотичность, нелогичность, причудливость сновидений, их бессмысленность объясняется тем, что осуществляется этот процесс лишь на основе деятельности первой сигнальной системы при торможении второй сигнальной системы. Динамика возбуждения и торможения, взаимоиндукционные отношения между сигнальными системами являются физиологической основой соотношения осознанности и неосознанности психических явлений, имеющих место в сновидениях. 
«Чрезвычайная фантастичность и сумеречные состояния истериков, - писал И. П. Павлов, - а также сновидения всех людей и есть оживление первых сигналов с их образностью, конкретностью, а также и эмоций, когда только что начинающимся гипнотическим состоянием выключается прежде всего орган системы вторых сигналов...»  Во время сна ослабляется прежде всего деятельность высшего отдела - коры головного мозга. Сонное торможение возникая в зависимости от различных причин в разных отделах нервной системы, захватывает прежде всего наиболее хрупкий механизм второй сигнальной системы, затем распространяется на первую и в конце концов захватывает и подкорку. От степени распространения торможения зависит характер сновидений. Сновидения возникают тогда, когда торможение, захватив вторую сигнальную систему, еще не распространилось на первую сигнальную систему. Торможение второй сигнальной системы по закону взаимной индукции вызывает возбуждение первой сигнальной системы, оживляет следы прежних воздействий. Если торможение распространяется и на первую сигнальную систему, сновидения не образуются. Контролирующая, систематизирующая роль в отражательной деятельности головного мозга человека принадлежит второй сигнальной системе. В случае же торможения второй сигнальной системы эта контролирующая функция устраняется. Уничтожается специфическое для второй сигнальной системы качество отражения - его осмысленность, осознанность. С нарушением контроля второй сигнальной системы связана хаотичность, отсутствие причинной зависимости, связи событий в пространстве и времени, наблюдаемые в сновидении. И. П. Павлов указывал, что отражение причинной зависимости, временной и пространственной связей между предметами и явлениями объективной действительности осуществляется при помощи второй сигнальной системы. «Благодаря отвлечению, - писал он, - этому особому свойству слова, которое дошло до большей генерализации, наше отношение к действительности мы заключили в общие формы времени, пространства, причинности. Мы ими прямо пользуемся, как готовыми для ориентировки в окружающем мире, не разбирая часто фактов, на которых основана эта общая форма, общее понятие.
Именно благодаря этому свойству слов, обобщающих факты действительности, мы быстро учитываем требования действительности и прямо пользуемся этими общими формами в жизни». Отнесение образа отражения к предмету, его вызвавшему, т.е. установление причинной зависимости, систематизация отражения, т.е. связывание его с прошлым опытом человека, уяснение места отражения в системе знаний, полученных человеком ранее, являются характерными признаками сознательного отражения. При торможении второй сигнальной системы осознанность, как качество отражения, не возникает. Осуществляемая в сновидении хаотическая, бессмысленная комбинация образов представляет собой психическое явление как форма отражения, но отражение это неосознанно. Павловские представления о природе сна и сновидений, физиологическая характеристика сновидений позволили проникнуть в казавшуюся столь таинственной область бессознательных психических явлений.
Не менее велики заслуги павловской физиологии в раскрытии природы и другого явления, имеющего непосредственное отношение к бессознательным психическим процессам. Имеется в виду гипноз./Го, что в гипнозе имеют место психические неосознанные явления, доказывается фактом существования постгипнотического внушения. Пробудившись от гипнотического сна, человек (чаще это больной) должен выполнить некоторые приказания, данные ему гипнотизером. Внушенное загипнотизированному действие остается для него неосознанным до того момента, пока наступает время для выполнения этого действия. Когда наступает момент выполнить действие, человек, подвергавшийся гипнозу, начинает действовать согласно внушению. При этом свою деятельность испытуемый ни с чем и ни с кем не связывает. На вопрос о том, почему он так поступает, он отвечает, что ему так захотелось или, что так было нужно. Как правило, объяснения причины действий испытуемого не отражают действительного положения дела. Испытуемый не осознает причин, вызвавших его поступок. Опыты по постгипнотическому внушению, таким образом, свидетельствуют о том, что у человека могут существовать психические состояния, о которых он сам ничего не знает, что человек не может связывать своих мыслей с теми причинами, которые вызвали их. В ряде случаев внушенное не осознается в отчетливой форме как идея, представление, а переживаете как потребность в определенном поступке. Осознанными могут быть представления о деятельности, а не мотивы, вызвавшие эту деятельность.
Интересный материал для характеристики неосознанных психических состояний в гипнозе получен в опытах с внушением испытуемым определенных возрастов. В соответствии с внушением определенного возраста оживляются следы прежних впечатлений, полученных от воздействий в периоды, соответствующие этому возрасту: изменяется игровая деятельность, письмо, изменяется даже соматика. В зависимости от этого изменяется, например, почерк испытуемого и возникают образы, пережитые именно в эти возрасты. В опытах с постгипнотическим внушением получены интересные данные о нарушении речи в этих состояниях. Например, пожилому человеку внушается мысль, что он является мальчиком 2-3 лет. Нарушения речи, возникающие у взрослого больного, находящегося в гипнозе, когда ему внушена мысль, что он ребенок, соответствуют нормальному уровню развития речи у детей, возраст которых совпадает с детским возрастом, внушенным больному в гипнотическом состоянии. Особенно важно то, что в гипнотических состояниях с внушенными возрастами, кроме общих многим детям особенностей речи, проявляются и индивидуальные особенности речевой деятельности данного человека, имевшие место во время формирования его речи в соответствующем детском возрасте.
Теория нервных следов имеет, таким образом, существенное значение для понимания неосознанных психических явлений как при возникновении сновидений, так и в гипнотических состояниях. Сходными в сновидениях и гипнотических состояниях являются и физиологические механизмы оживления следов прежних воздействий, находящихся в латентном (скрытом) состоянии. Гипноз представляет собой особую форму сна. Подобно обычному естественному сну, гипнотический сон является результатом разлитого сонного торможения в коре головного мозга. Своеобразие динамики торможения и возбуждения при гипнозе по сравнению с естественным сном заключается в том, что при распространении торможения по коре остаются незаторможенными некоторые участки нервной системы, через которые устанавливается связь испытуемого с гипнотизером. При помощи раздражителей в виде слов, адресованных главным образом к слуховому анализатору, гипнотизер способствует оживлению следов прежних воздействий или формированию новых следов, которые выполняют функцию регуляторов поведения человека при выполнении гипнотического внушения.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam