Наука и техника Наука и техника - Связь с нервными следами
  21.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Связь с нервными следами
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Связь с нервными следами
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.10.2010 г.
Связь бессознательных психических явлений с нервными следами имеет место не только в несколько необычных случаях рассмотренных выше явлений возникновения сновидений и гипноза, но и в процессах повседневной психической деятельности человека - его памяти. Наряду с явлениями сновидений и гипноза память нередко рассматривалась как один из способов обнаружения скрытых, латентных бессознательных психических состояний.
Характеризуя процесс восприятия и различения, И. М. Сеченов отмечал: «Различие признаков считается умственным разъединением их, или, во всяком случае психическим процессом; и это объяснение справедливо в такой же мере, как объяснение раздельностью реакций, только в психическом процессе разъединения нет ничего умственного: оно происходит в бессознательных тайниках памяти». На неосознанность психических состояний в явлениях памяти указывает анализ И. М. Сеченовым узнавания как одного из видов памяти. «В некоторых случаях запоминания контура, - писал И. М. Сеченов, - бывает достаточно не только для обособления предмета, но и для узнавания его, как такового, т.е. для отличения от других схожих. Но обыкновенно постоянную и характерную примету составляют не один, а несколько признаков вместе. Так, в апельсине мы насчитали выше 6 признаков, и из них внешнюю характерную примету составляют только 3: форма, цвет и запах. Следовательно, узнавание предполагает уменье выделять из общей суммы признаков некоторые, наиболее характерные, и запоминать такую группу. Уже разъединение признаков вообще считается психической операцией, тем более выделение характерных примет. Легко понять в самом деле, что примета становится характерной для всякой данной вещи лишь в том случае, если она в других вещах выражена слабо, или совсем отсутствует, или выражена на иной лад. Следовательно, узнавание предметов, совпадающее с различением их друг от друга, предполагает явно ряд сравнений, актов, несомненно психических. К тому же выводу приводит и следующее соображение. Для чувства предмет есть вся сумма признаков, а на практике из суммы выделяется часть и становится на месте целого. С виду это умственная уловка, имеющая, по-видимому, в психической организации человека то самое основание, которое побуждает его обозначать предметы краткими условными знаками, т.е. именами. Наблюдения, и сравнительно очень простые, показывают, однако, что вся подразумеваемая здесь переработка сырых впечатлений происходит в тайниках памяти, вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли. Для этого достаточно вспомнить, что внешние предметы узнаются даже животными».
Яркие примеры проявления следов прежних воздействий приводятся некоторыми учеными. Так, Винслоу рассказывает, что одна неграмотная двадцатипятилетняя служанка однажды, заболев острой формой лихорадки, во время бреда начала повторять различные латинские, греческие и еврейские фразы; причем произносились эти фразы с соответствующим пафосом, в возвышенном тоне. Окружающие по невежеству решили, что девушка одержима нечистой силой. Однако медицинское исследование выяснило подлинную картину этого, казалось, загадочного явления. Девушка эта была взята на воспитание старым пастором. Этот пастор был хорошим знатоком греческого, латинского и еврейского языков. Свои любимые книги он имел обыкновение читать, прохаживаясь взад и вперед по коридору, ведущему на кухню, где большую часть времени девушка проводила. При ознакомлении с книгами пастора было установлено, что именно в них оказались те фразы, которые произносила больная в бреду. Таким образом, она, сама того не сознавая, запомнила множество отдельных предложений на незнакомых ей языках. Болезненное раздражение соответствующих участков нервной системы способствовало выявлению у больной тех знаний, о существовании которых она сама и не догадывалась.
По существу аналогичный факт сообщает Аверкромби об одном враче, который в болезненном состоянии мог наизусть воспроизводить длинные выдержки из произведений Гомера. В здоровом состоянии он не мог вспомнить и незначительной доли того, что воспроизводилось им при болезни. Не менее интересный факт приводится Тэном. Тэн рассказывает о камердинере испанского посла. Этот камердинер ничего не понимал в политических и дипломатических делах. Разговоры же посла с его собеседниками проводились часто в присутствии этого камердинера. Во время заболевания нервной системы камердинер вел длиннейшие прения по различным политическим вопросам. Пораженный ясностью речи « глубиной соображения своего камердинера, посол решил сделать его своим секретарем. Но посла постигло горькое разочарование, когда, увидя своего камердинера здоровым, он обнаружил, что тот ничего не помнит из того, что он так хорошо говорил во время болезни.
Эти примеры, кроме того, свидетельствуют о том, что неосознанными в явлениях памяти могут быть не только образы памяти, но и сами факты воспроизведения прежних впечатлений. Аналогичное наблюдается во всех случаях так называемого непроизвольного запоминания и непроизвольного воспроизведения. В действительности огромное множество внешних воздействий на нервную систему не остается незамеченным: оно оставляет следы. Чаще всего это происходит вне всяких усилий со стороны человека.- Уже самый факт образования простого условного рефлекса свидетельствует о том, что внешнее воздействие в виде условного раздражителя оставило след в нервной системе: при образовании условного рефлекса достаточно применения условного раздражителя, чтобы началась безусловно-рефлекторная деятельность. Человек как бы вспоминает, что именно за этим внешним воздействием должно следовать безусловное подкрепление. Такое же явление имеет место и у животных. Осуществляется этот процесс неосознанно. На нем, как указывает И. М. Сеченов, основано узнавание, как форма запоминания. Первичной формой узнавания является чувство знакомости, которое заключается в том, что у человека возникает впечатление о том, что данный объект встречался ему в опыте, что данное лицо ему знакомо, но он не может дать отчета в том, каков был этот опыт, какова роль данного объекта в этом опыте, где, при каких обстоятельствах он встречал данного человека, кто он такой. В таком случае переживается чувство знакоместа, познаний о том, чем вызвано это чувство, действительных причинно-следственных отношений, которые привели к возникновению его, у субъекта нет... При узнавании происходит идентификация новых воздействий со следами от раздражителей, воспринимавшихся ранее. Прочность следов от прежних воздействий, сходство признаков, запечатленных в памяти ранее и воспринимаемых в данном случае, определяет успешность и степень осмысленности, осознанности этого явления. Если впечатление от воздействующего предмета сильно отличается от следов его восприятия в прошлом, то быстрого узнавания, совершающегося автоматически, не происходит. Быстрого и безошибочного узнавания не происходит и в том случае, когда следы от прежних воздействий недостаточно прочны. В таких случаях простое неосознаваемое узнавание предмета дополняется процессом осмысленного припоминания свойств, признаков предмета, воспринятого ранее. Таким образом, в памяти, как и в любой психической деятельности, существуют процессы, которые совершаются осознанно, и процессы, которые протекают неосознанно. Это имеет место в разных видах запоминания и в процессе воспроизведения.
Процесс запоминания осуществляется непроизвольно и произвольно. Непроизвольное запоминание представляет собой простое запечатление, возникновение следа в нервной системе от воздействующих на человека предметов и явлений окружающей действительности. Этот процесс совершается без ранее поставленной цели, сам по себе, человек не прилагает специальных усилий для его осуществления. Он не становится предметом осмысливания, осознания. Процесс непроизвольного запоминания имеет место при выполнении деятельности, не связанной непосредственно с необходимостью запоминания.
Произвольное запоминание - это процесс, направленный на решение сознательно поставленной человеком перед собой задачи, специально направленный на наилучшее восприятие и удержание в памяти впечатлений внешних воздействий. Произвольное запоминание совершается осознанно. Человек разрабатывает или применяет разработанные другими специальные способы наилучшего запечатления. Предмет запоминания осознается в разной степени. Он наименее осознан в случае механического заучивания, совершающегося путем проторения путей и закрепления следов в результате многократного повторения. При механическом запоминании отражается простая последовательность воспринимаемых внешних воздействий, без уяснения связи между ними. Это осуществляется главным образом за счет первой сигнальной системы. По мере включения в процесс запоминания деятельности второй сигнальной системы с ее функцией абстракции, обобщения, систематизации, содержание преднамеренного или произвольного запоминания все более и более осмысливается, осознается. А степенью осознанности запоминаемого определяется успех запоминания - его прочность, полнота, легкость воспроизведения.
Подобно тому как при разных видах запоминания имеет место не одинаковая степень осознанности, как самого процесса запоминания, так и его содержания, так и в процессе воспроизведения не все одинаково осмысливается.
Воспроизведение, по общепринятому в психологии мнению, бывает также произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении процесс ассоциации течет свободно, легко, без усилий со стороны человека, осуществляется он неосознанно. При произвольном воспроизведении, когда человек реализует специально поставленную задачу - вспомнить определенный материал, это воспроизведение, как форма мыслительного процесса, становится процессом осознания впечатлений от прежних воздействий, осознания их в соответствующей системе, отнесенными к определенному месту и времени. Понимание воспринятого и воспроизводимого является условием произвольного воспоминания. Это понимание, осмысливание осуществляется при непосредственном участии второй сигнальной системы. Вторая сигнальная система включается, разумеется, не только в процесс словесно-логической памяти, при котором запоминаются и воспроизводятся мысли, выраженные посредством языка. Совместная деятельность двух сигнальных систем является необходимым условием запоминания и воспроизведения и наглядных образов предметов и явлений, воздействующих на человека. Формой возникающих в памяти наглядных образов являются представления. Они возникают при запечатлении как конкретных предметных раздражителей, так и их словесных обозначений. Преднамеренное воспроизведение этих образов связано с их осмысливанием, осознанием, которое осуществляется при участии речевой деятельности. Речевая деятельность необходима при формировании цели воспроизведения образов в памяти. Осознанность этих образов заключается в том, что они воспроизводятся как отражение предметов, отнесенных к определенному классу. Эти предметы осознаются как частные проявления общих существенных свойств, сходных у них с многими другими предметами. Отражение существенного в образах возникает в результате взаимодействия двух сигнальных систем, оно вместе с тем является показателем осознанности отраженных в образах предметов и явлений объективной действительности.
Вопрос о соотношении осознанного и неосознанного в конкретных психических процессах должен быть изучен экспериментально. В настоящее время нет специальных работ, направленных на выяснение закономерностей осознания действительности в каждом из психических процессов. Между тем эти исследования должны включать изучение психологических закономерностей процесса осознавания, а также физиологических законов деятельности мозга, составляющих материальную основу этого процесса.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam