Наука и техника Наука и техника - Диалектика осознанной и неосознанной регуляции
  15.12.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Диалектика осознанной и неосознанной регуляции
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Диалектика осознанной и неосознанной регуляции
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.10.2010 г.
Диалектика осознанной и неосознанной регуляции поведения
Своеобразное сочетание осознанного и неосознанного имеет место не только собственно в процессе отражения действительности, но и в процессе регулирования поведения человека. Жизненный смысл психического отражения заключается в том, что оно, выполняя функцию ориентирования человека в окружающей среде, играет роль регулятора поведения. В одних случаях это регулирование осуществляется осознанно, в других - неосознанно.
Непроизвольные движения и действия, занимающие большую часть поведения человека, регулируются неосознанным отражением. В случае непроизвольных движений, возникающих в результате отражения биологически непосредственно значимых раздражителей, регулирующую функцию выполняет раздражимость. Физиологической основой этих действий являются безусловные рефлексы. Подобным образом регулируется и сложная безусловно-рефлекторная, инстинктивная, деятельность. Психическую, но несознательную регуляцию движений можно наблюдать при выключении деятельности высших отделов головного мозга. Например, некоторые животные при разрушении полушарий головного мозга ориентируются в простых пространственных отношениях, получая зрительные впечатления от окружающих их предметов: при передвижении среди предметов они не натыкаются на них. Неосознанная психическая регуляция движений и действий у человека наиболее отчетливо проявляется в некоторых особых случаях. Известно, например, что сомнамбулы в бессознательном состоянии проделывают чрезвычайно сложные комплексы движений и действий, которых в сознательном состоянии они проделать подчас не могут. В этом случае регулятором движения являются неосознаваемые восприятия окружающих предметов и явлений, ощущения от деятельности сухожилий, мышц, связок органов, участвующих в движении. Исключительная прилаженность этих движений к окружающим условиям, нередко изумляющая наблюдателей, свидетельствует о том, что двигательные реакции тонко регулируются отражением особенностей тех объектов, на которые направлена деятельность, и отражением предметов и явлений, имеющих какое-то отношение к осуществлению иногда виртуозных движений. Эти отражения происходят на уровне первой сигнальной системы.
Неосознанные впечатления от окружающих условий и от состояния двигательно-мышечной системы человека регулируют некоторые автоматизированные движения человека. Самым привычным из них является ходьба. При ходьбе, когда человек ей обучился, нет необходимости осмысливать каждый шаг, условия ходьбы. Регуляция акта ходьбы, имеющего условно-рефлекторный механизм, осуществляется при помощи восприятия особенностей поверхности, на которую попеременно ступают ноги, и тех интерорецептивных импульсов, которые поступают в головной мозг от мышц, участвующих в движении. Если, при некоторых видах заболеваний, мышечное чувство, как главный регулятор движений при ходьбе, отсутствует, оно заменяется зрительными восприятиями поверхности, по которой идет человек. Выключение зрительного анализатора в этом случае приводит к нарушению нормального автоматизированного акта ходьбы.
В отличие от неосознанной регуляции движений при простых и сложных безусловных рефлексах, при автоматизированных движениях регуляция, бывшая ранее осознанной, по мере овладения движением становится неосознаваемой. Существенной особенностью навыка как раз и является то, что отдельные системы движений, входящие в ту или иную деятельность, в результате первоначального обдуманного их совершения и многократного повторения, постепенно начинают осуществляться без контроля сознания, автоматически. Не осознаются в данном случае условия деятельности, некоторые из ее операций. В целом сознательная, специфическая для человека деятельность (письмо, чтение, игра на рояле и т. д.) включает неосознанные, автоматизированные способы ее выполнения. Формируясь при постоянном участии второй сигнальной системы, автоматизированные движения и действия, к которым относятся навыки и привычки, затем происходят преимущественно в сфере первой сигнальной системы. «Очевидно, - писал И. П. Павлов, - наше воспитание, обучение, дисциплинированна всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов. Кто не знает, как установленные, приобретенные связи известных условий, т. е. определенных раздражений, с нашими действиями упорно воспроизводятся сами собой, часто даже несмотря на нарочитое противодействие с нашей стороны? Это одинаково касается как производства тех или других действий, так и выработанного их задерживания, т. е. как положительных, так и отрицательных рефлексов. Известно далее, как иногда нелегко развить нужное торможение в случае как отдельных лишних движений при играх, при манипуляциях в разных искусствах, так и действий».
Сложно взаимное отношение, переплетение осознанной и неосознанной регуляции при формировании и осуществлении навыков и привычек человека. Для полной характеристики этого отношения необходимы еще экспериментальные исследования.
Волевое, произвольное поведение человека регулируется сознанием. Произвольность как качество поведения является особенностью сознательного отражения. Произвольным и непроизвольным могут быть внимание, восприятие, запоминание, воспроизведение и воображение. И если не полностью, то во многом характеристика психического процесса как произвольного совпадает с определением его осознанности, в то время как непроизвольность процесса соотносится с его неосознанностью. Наиболее отчетливо эти качества неосознанности и осознанности проявляются в непроизвольном и произвольном поведении.
Произвольное, сознательное поведение - это поведение волевое. В отличие от непроизвольных движений и действий человека его волевые действия сознательны. Для волевого поведения характерны постановка человеком цели, предвидение результата соответствующей деятельности, осознание способов достижения ее результатов. Волевое поведение - это сознательная, целенаправленная, преднамеренная деятельность человека. Формирование цели деятельности, имевшей своим источником определенные потребности, возникает в результате осознания, стремления человека удовлетворить эти потребности. При волевом поведении осознаются как исходные позиции деятельности, соответствующие мотивы поведения, психическая подготовка осуществления действия (борьба мотивов, принятие решения), так и само осуществление деятельности. Осознанность каждого из этих звеньев является существенной особенностью волевого поведения. Если какое-нибудь из этих звеньев перестает осознаваться, то нарушается структура волевого акта. Если, например, недостаточно ясно осознаются цель деятельности и последствия, к которым она приведет, или нарушается сознательный контроль за осуществлением волевых действий, волевое поведение превращается в цепь импульсивных действий: человек перестает владеть собой. Способность осознавать цель, результаты и способы достижения поставленных целей в волевом поведении сочетается с осознанием себя как активного деятеля. Последнее находит свое выражение в борьбе мотивов, в принятии решения, во владении собой, - т.е. в постоянном контроле за своими поступками. Осознанность волевого поведения проявляется и в том, что успешность преодоления внутренних и внешних трудностей связана с наличием у человека определенных твердых убеждений, соответствующего мировоззрения. Эти твердые убеждения и сложившееся мировоззрение являются формой осознания взаимоотношений человека с условиями его существования, с окружающими его людьми, с классом, с обществом в целом. От степени полноты, точности, объективности отражения этих отношений будет зависеть сознательность поведения человека как члена общества.
В дискуссиях, проводимых по вопросу о бессознательном, нередко отрицается существование бессознательного как психологической категории. Психическое и сознательное являются якобы понятиями идентичными. Однако при разборе реальных общественных взаимоотношений человека исследователи сталкиваются с тем фактом, что не каждый человек осознает все свои действия, отдаленные общественные последствия своих поступков. Поступая совершенно сознательно в своей индивидуальной деятельности, человек в ряде случаев не осознает результатов совокупной деятельности общественной группы, к которой он принадлежит.
Категория бессознательного, примененная в буржуазной социологии, как указывалось выше, призвана выполнить определенное общественное назначение. Бессознательное в ряде социологических и психологических концепций нашло свое воплощение в описании деятельности «толпы», «массы». Эта «масса» в свою очередь была скоро отождествлена с «низшими» классами, чернью, подонками общества. Известна в этом отношении «концепция» Лебона.
Создавая свою своеобразную «психологию социализма», Лебон пытался изобразить торжество бессознательной массовой души, заключенной в скопище бандитов и убийц.
Предпочитая разуму как характерной особенности человека - члена общества некое мистическое, магическое бессознательное, Лебон производит своеобразное классовое разделение психики на сознательную и бессознательную. Разумом якобы наделены представители верхов, бессознательное считается свойством трудящегося народа.
Теория общественного бессознательного была принята и получила свое психологическое «обоснование» в теории бессознательного Фрейда. Согласно этой теории, бессознательное в общественной жизни сводится все к тем же вытесненным сексуальным желаниям, с которыми Фрейд имел дело, анализируя поведение отдельного человека. Эти вытесненные желания якобы присущи всему человечеству с периода дикости. Вся культура, обычаи народов являются с этой точки зрения символической реализацией этих первичных подавленных желаний.
Простым перенесением бессознательного из общественной жизни в психику отдельного человека или наоборот проблема бессознательного не разрешается.
С точки зрения марксистской психологии человек есть общественное существо, процесс осознания им своих отношений представляет собой процесс раскрытия реальных связей между человеком и обществом, процесс раскрытия объективных закономерностей общественных явлений, свидетелем или участником которых он является. Подобно тому как осознание своих элементарных психических процессов и причин, их вызывающих, имеет разные степени широты и глубины, так и осознание более сложных объективных условий деятельности человека, социального бытия бывает разной степени широты и глубины.
Сам человек, будучи социальным существом, в процессе своей индивидуальной жизни многими нитями связан с объективно существующей действительностью. Совокупность его действительных связей с обществом определяет объективное существование человека, определяет то, чем он действительно является. В индивидуальном сознании отражение положения человека иногда не совпадает с действительным его положением. То, что человек думает и говорит о себе, часто не совпадает с тем, что он реально из себя представляет.
Сложность осознания человеком своего бытия во многом объясняется тем, что и само сознание является необходимым аспектом индивидуального существования.
Человек с детства сталкивается лицом к лицу с объективными условиями, общественными отношениями, которые не зависят от его сознания и воли. К этим условиям и этим отношениям он приспосабливается, не сознавая ни этих отношений, ни реальных общественных последствий своей деятельности. Из того факта, что массы людей бессознательно приспосабливаются к этим отношениям, часто не осознают своих общественных связей, не следует, что индивиды не являются сознательными существами. «Из того, - писал В. И. Ленин, - что люди, вступая в общение, вступают в него, как сознательные существа, никоим образом не следует, чтобы общественное сознание было тождественно общественному бытию. Вступая в общение, люди во всех сколько-нибудь сложных общественных формациях - и особенно в капиталистической общественной формации - не сознают того, какие общественные отношения при этом складываются, по каким законам они развиваются и т.д. Например, крестьянин, продавая хлеб, вступает в «общение» с мировыми производителями хлеба на всемирном рынке, но он не сознает этого, не сознает и того, какие общественные отношения складываются из обмена.
Общественное сознание отражает общественное бытие - вот в чем состоит учение Маркса. Отражение может быть верной приблизительно копией отражаемого, но о тождестве тут говорить нелепо».
Классики марксизма указывали, что все, что побуждает человека к деятельности, проходит через его сознание, но какую форму эти побудительные мотивы примут в голове определенного человека, будет зависеть от многих обстоятельств. В ряде случаев осознание общественных условий, отношений может быть искаженным, у индивида может, по словам Энгельса, возникнуть «ложное создание».
При характеристике отражения общественных условий существования, определенных отношений, в которые вступает человек, о неосознанном можно говорить как о неполном отражении, неточном понимании действительных объективных закономерностей общественного развития, скрытых за видимостью явлений.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam