Наука и техника Наука и техника - Выводы
  19.10.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Проблемы сознания arrow Выводы
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Выводы
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
10.10.2010 г.
В настоящей книге сделана попытка рассмотреть некоторые стороны проблемы сознания. Центральная задача, стоявшая перед нами, заключалась в том, чтобы дать характеристику сознания как высшей, присущей лишь человеку, формы отражения объективной действительности. Руководящим принципом предпринятого анализа является диалектико-материалистический принцип детерминизма. 
В его конкретизации при рассмотрении проблемы сознания как в фокусе сходятся теория познания диалектического материализма и рефлекторная теория И. П. Павлова. Философская и естественнонаучная характеристика сознания объединяются в единой формулировке, определяющей сущность этого явления: сознание - это отражение действительности, функция мозга.
Понимание сущности сознания было бы односторонним, а потому и ненаучным, если бы мы не признавали обратной связи сознания и внешнего мира, а сами явления сознания не рассматривали бы как звено во всеобщей связи явлений действительности. Пониманию сознания как пассивно-созерцательного отражения диалектический материализм противопоставляет представление о действенной роли сознания, об активном характере связей человека с действительностью. Сознание, подчеркивал В. И. Ленин, не только отражает мир, но и творит его.
Своеобразие отношений человека и природы заключается в том, что изменения внешнего мира человеком осуществляются по заранее намеченным планам, в связи с сознательно поставленной целью. Чем более люди, писал Ф. Энгельс, «отдаляются от животных, тем боле? И воздействие на природу принимает характер преднамеренных, планомерных действий, направленных на достижение определенных, заранее намеченных целей».
Сознание при этом выступает в известной степени причиной изменений, производимых человеком во внешнем мире. И именно диалектический материализм позволяет правильно уяснить характер реальных взаимоотношений сознания и внешнего мира. Сложной системе объективных воздействий, включающей материальные предметы, явления и формы общественного бытия и сознания, противостоит не голая, абстрактная отражательная способность, чистая субъективность, идеальность, а реальный общественный человек, обладающий определенным психическим складом и имеющий соответствующую телесную организацию. Сознание становится регулятором деятельности человека в определенных общественно-исторических условиях, как субъекта, познающего и преобразующего внешний мир. Эту роль сознание может выполнить потому, что оно само является отражением действительности, пересаженным в человеческую голову преобразованным бытием.
Сознание, возникнув с необходимостью в процессе исторического развития материи, становится и регулятором собственной жизнедеятельности человека. И. П. Павлов отмечал, что человек представляет собой в высшей степени саморегулирующуюся систему. Не бессознательная мистическая сила фрейдистов, а сознание, как высшая форма отражения человеком действительности, является специфическим для человека регулятором его поведения. Человек - это активное, обладающее волей, сознательное существо.
Вопрос о соотношении причинной обусловленности сознания человека общественным бытием и вопрос об активном, преобразующем отношении сознания к действительности - один из главных вопросов философии. В истории философии, психологии, этики он ставился и обсуждался как вопрос о необходимости и свободе воли.
Метафизическое подчеркивание одной из сторон в этом соотношении обусловило существование двух противоположных концепций - фатализма и волюнтаризма.
Механистический материализм настаивает на признании безусловной внешней причинной обусловленности каждого действия, любого поступка человека, его волевого поведения. Свободной, активной деятельности человека не остается места.
Не только поведение отдельной личности, то и весь ход исторического развития, с точки зрения фаталистов, будто бы предопределен, направляется роком. Классы, партии, отдельные личности якобы не способны вмешаться в ход истории, наложить на события печать своей воли, осуществить свои заранее поставленные цели. Человек, по мнению фаталистов, представляет собой существо, ничего не могущее сделать, пассивно подчиняющееся слепой силе природных и общественных законов. Человек оказывается беспомощным перед внешними силами, у него нет возможности что-либо изменить, направить, регулировать. Позицию фаталистов отчетливо выразил Р. Штаммлер. «Если научно предусмотрено,- писал он, - что известное событие в совершенно определенной форме необходимо должно наступить, бессмысленно в таком случае еще и желать или содействовать именно этой определенной форме этого известного события. Нельзя основать партию, которая поставит себе целью «сознательно содействовать» наступлению точно вычисленного затмения луны. И если врачу точно известно, что больной умрет в течение этого вечера, то является совершенно непонятным, каким образом этому событию можно было бы содействовать, раз оно познано, как каузально необходимое».
Фатализм обрекает личность, партии, классы на пассивность, созерцательное отношение к окружающему, а события - на стихийный ход, самотек.
Созерцательный подход к действительности характерен для всего домарксовского метафизического материализма. «Главный недостаток всего предшествующего материализма, включая и фейербаховский, -писал К. Маркс, заключается в том, что предмет, действительность, чувственность, берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как чело- понять действительное место человека в природе, его роль в развитии общества. Соответствующим образом оценено значение субъективного фактора в истории. Фатализму и волюнтаризму противопоставляется материалистическое понимание постоянной связи человека с объективной действительностью: обусловленности его поведения и активности его сознания. Диалектический материализм раскрыл диалектику свободы и необходимости в поведении человека. Оценивая значение сознания в жизнедеятельности человека, марксизм-ленинизм свободу человека видит не в воображаемой независимости от объективной действительности, а в господстве над природой, над общественными силами на основании познания и использования объективных законов природы и общества. «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, - писал Ф. Энгельс, - а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей». В связи с этим Энгельс определяет свободу воли как способность принимать решения со знанием дела.
Свобода человеческой деятельности проявляется также в овладении человеком собственными чувствами, потребностями, желаниями - в господстве человека над самим собой. Это же господство над собой определяется в конечном итоге осознанием человеком объективных закономерностей природы и общественного развития. Таким образом, познание объективной необходимости, закономерностей объективной действительности является необходимым условием свободной, осознанной деятельности человека. «Пока мы не знаем закона природы, - писал В. И. Ленин, - он, существуя и действуя помимо, вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи раз повторял Маркс) независимо от нашей воли и от нашего сознания, - мы господа природы. Господство над природой, проявляющее себя в практике человечества, есть результат объективно-верного отражения в голове человека явлений и процессов природы, есть доказательство того, что это отражение (в пределах того, что показывает нам практика) есть объективная, абсолютная, вечная истина». Ту же мысль подчеркивал В. И. Ленин, когда он писал, что законы внешнего мира есть основа целесообразной деятельности человека.
Процесс все углубляющегося проникновения человека в тайны природы, процесс познания и овладения объективными законами общественного развития есть вместе с тем процесс осуществления свободы человека. Диалектический материализм рассматривает свободу не как абстрактную возможность человека стать над действительностью и диктовать ей законы, а как действительное овладение реальным человеком реальными обстоятельствами. Внеисторической свободы человека не существует. Невиданное в истории покорение сил природы, сознательное использование объективных законов общественного развития в эпоху социализма и при переходе от социализма к коммунизму - коренные условия резкого повышения свободного творческого отношения человека к действительности.
Классики марксизма-ленинизма гениально предвидели это изменение взаимоотношений человека с внешним миром. Ф. Энгельс указывал, что при переходе к социализму «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в значительной и все возрастающей степени и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы».
Употребляя выражение «царство свободы», классики марксизма-ленинизма не имели в виду полной независимости человека от объективной действительности. Они подчеркивали только то, что при социализме человек, освобожденный от эксплуатации, получает безграничную возможность познания объективных законов и максимального использования их в своей целесообразной планомерной деятельности. При увеличении свободы человека его сознание не перестает быть отражением объективной, существующей вне и независимо от человека, действительности.
Принцип материалистического детерминизма в сочетании с диалектико-материалистических понятой свободой человека дает возможность понять зависимость человека от внешнего мира и сущность его активного, творческого, преобразующего отношения к действительное]и. «Идея детерминизма, - писал В. И. Ленин, - устанавливая необходимость человеческих поступков, отвергая вздорную побасенку о свободе волн, нимало не уничтожает ни разума, ни совести человека, ни оценки его действий. Совсем напротив, только при детерминистическом взгляде и возможна строгая и правильная оценка, а не сваливание чего угодно на свободную волю».
История развития нашей Родины наглядно показывает, как освобождение человека от эксплуатации, правильное познание объективной действительности дает простор развитию творческих возможностей людей, освобождению их от рабской зависимости от законов природы и общества. Познание объективной необходимости обусловливает свободное, осознанное, творческое, преобразующее отношение человека к действительности - природе, обществу, самому себе.
Социалистическая демократия служит целям обеспечения свободы личности. «Социалистическая демократия в отличие от буржуазной демократии не только провозглашает права народа, но и обеспечивает реальную возможность их осуществления. Советское общество обеспечивает действительную свободу личности. Высшее проявление этой свободы - освобождение человека от эксплуатации. В этом прежде всего подлинная социальная справедливость».
Вступление Советского Союза в эпоху перехода от социализма к коммунизму связано с возрастающей общественной активностью масс, с высоким подъемом сознательности трудящихся. Коммунистическая партия Советского Союза проявляет в связи с этим постоянную заботу о воспитании коммунистической сознательности, о всестороннем развитии личности нового человека, о появлении у него новых привычек, чувств, понятий. Проблема активности сознания строителя коммунизма имеет поэтому не только теоретический интерес, но и большую практическую значимость.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam