Наука и техника Наука и техника - Вера и «вера»
  14.12.2018 г.  
Главная arrow Материализм arrow Космос, бог и вечность arrow Вера и «вера»
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Вера и «вера»
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
13.10.2010 г.
Быть может, богословы в какой-то степени правы, и наука, если не во всем, то хоть в чем-то, действительно опирается на веру, сходную с религиозной?
- Вера и знание по своему существу неотделимы друг от друга,- утверждают защитники религии.- Невозможно предположить,- говорят они,- чтобы ученый не верил в свой исследующий разум и в возможность достижения намеченных целей. Научные теории,- утверждается далее,- никогда не могут быть вполне свободными от положений, принимаемых на веру в тех многих случаях, когда их нельзя доказать опытным путем.
Религиозные проповедники нарочито смешивают два понятия: «верить» и «быть уверенным», хотя эти понятия имеют совершенно различное содержание.
- А если так,- делается вывод,- то нельзя требовать и доказательств существования бога: признавать или отрицать его есть дело исключительно веры.
Попробуем, однако, разобраться, существует ли в действительности что-либо общее между религиозной верой и процессом научного исследования природы, между верой в бога и убежденностью, уверенностью ученого в результатах научных исследований.
Вера - основа всякой религии; вера в бога, в сверхъестественное, в божий промысел, в загробный мир...
Защитники религии всегда прекрасно понимали, что строгое доказательство справедливости религиозных положений невозможно. Поэтому они стремились создать у верующих впечатление, что религиозные истины не только не нуждаются в каких-либо доказательствах, но и вообще не имеют ничего общего с обычными представлениями о разуме и логике.
«Долой разум!» - вот основа религии, отмечал замечательный французский атеист XVIII столетия Гольбах.
Слепая вера, пусть нелепая, пусть противоречащая здравому смыслу,- вот главная опора всякой религии.
«Сын божий умер - вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес - это верно, потому что это невозможно...» Не правда ли, довольно откровенное высказывание... Принадлежит оно одному из проповедников христианства - Тертуллиану.
А основатель католического ордена иезуитов Лойола говорил, что необходимо верить, что «белое является черным, если так утверждает церковь».
Догматы, то есть основные положения религии, не только недоказуемы, утверждают религиозные идеологи, но они принципиально недоступны человеческому разуму.
Верующий должен помнить, подчеркивают, в частности, отцы современной православной церкви, что всякий догмат потому и составляет предмет веры, а не знания, что не все в нем доступно нашему пониманию.
«Когда догмат становится слишком понятным,- заявил, например, патриарх русской православной церкви Алексий,- то имеются все основания подозревать, что содержание догмата чем-то подменено, что догмат берется не во всей его божественной глубине».
Следовательно, если догмат можно разъяснить, то в нем необходимо... немедленно усомниться.
Итак, слепая вера... Но для слепой веры, родной сестры незнания, настали плохие времена. Ведь все, что создано вокруг нас создано не молитвами, а вопреки им. Вот здесь-то и начинается принципиальное различие между религиозной верой и так называемой верой ученого. В самом деле, попробуйте задуматься над таким вопросом: что дала человечеству вера в бога?
Где, когда молитва помогла совершить научное открытие или изобретение, разработать конструкцию новой машины, решить ту или иную техническую задачу? Кто видел, чтобы в результате молитвы возникали какие-либо материальные ценности?
Вспомним хотя бы, как на протяжении многих сотен лет человек испытывал жестокую зависимость от явлений погоды. Заморозки, суховеи, засухи неминуемо влекли за собой неурожаи, а вслед за ними и голод. Как часто в наших русских деревнях совершались молебны о погоде, устраивались крестные ходы, но все это, разумеется, не могло помочь людям.
Только наука дала людям реальные средства борьбы с непогодой и во многом уже защитила человека от ее капризов. Она дала ему засухоустойчивые и морозоустойчивые сорта культурных злаков, она вооружила его умением предвидеть явления погоды и даже оказывать непосредственное влияние на некоторые из них. Новая Программа Коммунистической партии Советского Союза поставила перед нашей сельскохозяйственной наукой задачу - в ближайшее время обеспечить обильные урожаи независимо от погодных условий. И мы знаем, что эта задача будет решена, так как многое в этом отношении уже достигнуто.
Мы доверяем науке прежде всего потому, что за ее плечами множество реальных достижений. Оглянитесь вокруг, посмотрите на все, что вас окружает: электричество, радио, телевидение, электровозы, самолеты, комбайны, автомобили, синтетические вещества и многое, многое другое. Разве все это не результат творческого труда человека, не создание его мыслящего разума, смело познающего законы природы? Разве все это дал человеку господь бог?
А прорыв в космос, прорыв в небо, в те самые небеса, которые извечно были оплотом любой религии! Как совместить это с порой в бога?
Вера пассивна. Она призывает человека к смирению, обещая ему счастье за порогом смерти, она кормит верующих несбыточными надеждами на несуществующий загробный мир.
Таким образом, религиозная вера помимо своей беспочвенности к тому же еще бездейственна и беспомощна.
Другое дело - знание, наука! Наука не только наблюдает и изучает окружающий нас мир, но и активно преобразует его с тем, чтобы улучшить жизнь людей на Земле.
Но защитники религии пытаются утверждать, что практические успехи науки и знания в изучении законов природы и подчинении ее сил еще ничего не доказывают, так как, мол, у науки и религии различные сферы приложения.
В одном из курсов православного богословия прямо записано, что Библия - это не геология, не астрономия и не физика. Она не имеет целью учить человека естествознанию и преследует цели исключительно религиозно-нравственные.
Ну а что, если и в самом деле отвлечься от вопросов общественной практики людей? Не обнаружим ли мы в таком случае, что между верой в бога и верой ученого в научные данные действительно есть нечто общее и, таким образом, справедливость некоторых научных положений, в частности справедливость закона сохранения материи и движения, а следовательно, и представление о вечности вселенной, и в самом деле является вопросом веры?
Ведь всякий истинный ученый и в самом деле верит в результаты своих исследований, в достоверность научных данных вообще.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam