Наука и техника Наука и техника - Целостность структуры
  13.12.2018 г.  
Главная arrow Материализм arrow Материалистическое arrow Целостность структуры
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Целостность структуры
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
22.06.2010 г.
Целостность структуры в связи с устойчивостью системы
Стационарная система, в которой возникают дочерние структурные образования, отдает им некоторые свои элементы симметрии. На этой основе возникают новые формы симметрии, а с ними новая структура со специфическими связями.
В физике, которая теоретически воспроизводит структурные закономерности фундамента материи, инвариантность возникающих связей выступает как принцип сохранения  основных  законов,  действующих  в  данной реальной системе. Теория удовлетворяет принципу инвариантности, если основное уравнение теории не меняется при заданных преобразованиях.  Выбирая  различного рода преобразования, мы получаем различные типы инвариантности. В реальной системе, скажем, при исследовании атомной структуры, инвариантность соответствует устойчивости  как свойству противостоять  различного рода разрушающим воздействиям. Образующаяся система приобретает определенную структуру в силу возникновения в ней устойчивых связей сохраняющихся элементов. Исследуя структуру сложившейся системы, мы вскрываем законы ее устойчивости. Так, квантовая механика дает картину специфической устойчивости внутриатомных связей.
Исследование отношений является важнейшим этапом на пути познания структурных связей систем. Для глубокого изучения этих связей необходимо исследование переходов от одного структурного уровня материи к другому. В сфере закономерностей познания это соответствует процессу взаимодействия различных областей знания. Только выход в соседние или более далекие области знания обеспечивает переход от исследования отношений к познанию связей. Разумеется, в этом движении научного знания существенное значение имеет применение принципов и результатов наук, охватывающих самые различные области действительности. То, что на данном структурном уровне, в данной области науки предстает как отношение, на другом структурном уровне, в другой области науки выявляется как связь. Точнее говоря, различные отношения, исследуемые в определенных областях научного знания в их независимости друг от друга, могут обнаружить свою природу и предстать как связь элементов соответствующей структуры при взаимном обогащении результатами и методами исследования.
На первоначальном этапе познания понятие целого сопоставляется с понятием частей этого целого. Аристотель, будучи не только великим философом, но и выдающимся биологом античной эпохи, заметил, что целым считается объект, в составе которого имеется полный набор частей, положенный этому объекту, так сказать, по природе. Вещь целая, если она не разрушается, если она сохраняет в себе все свои части.
Если у животного отнять, удалить какой-либо орган, оно уже не является целым.
Однако гораздо важнее другой, чисто теоретический аспект понятия целого, на который обратил внимание Аристотель,— целое есть то, «что объемлет объемлемые (им вещи) таким образом, что эти последние создают нечто единое» 16. Именно единство различного и образует целостность вещи. Гегель подробно анализирует диалектику целого и частей. Рассматривая, в частности, тождество целого и части и их различие, Гегель подчеркивает, что «целое есть рефлектированное единство, которое само по себе обладает самостоятельным устойчивым наличием». Идея целого как единства частей поддержана и развита классиками марксистской философии. Целостность вещи состоит в единстве, взаимосвязи и взаимообусловленности частей. Целое находится во взаимосвязи с частями. Природа целого подлежит строгому анализу и может быть выведена из сущности реальных факторов 18.
Следует отметить две противоположные тенденции - в поисках решения проблемы целостности. Одна из этих тенденций, идущая еще от Ламеттри и восходящая, возможно, к Анаксагору, состоит в том, чтобы исследовать части и со стороны частей подходить к решению этой проблемы. Это так называемый меризм который в области биологии последовательно развивался Вейсманом и его школой. Противоположное направление - холизм  подчеркивает определенную роль целого по отношению к частям. Основная идея этого направления излагается, например, Смэтеом следующим образом.
Целостность рассматривается как что-то первичное, из которого вырастает многообразие мира. Чувственно воспринимаемый организм есть лишь частица скрытого от нас константного поля. Организм как целое неотделим от соответствующего поля, носителя целостности. Целостность отрывается от вещей, обладающих целостностью, переносится в нечто внешнее вещам.
Возможности научного исследования проблемы у холистов окончательно обрезаются их трактовкой «константного» поля как некоего нематериального творческого принципа. Индивидуальные целостные системы возникают в результате активности Целостности с большой буквы. С этой точки зрения подвергается критике идея сохраняющихся начал природы, причем идее сохранения придается неверный смысл, будто все в природе дано с самого начала и ничто в мире не возникает. «В физике,- пишет Смэтс,- этот исходный пункт включается в ортодоксальные законы сохранения, которые отрицают как создание, так и уничтожение силы, массы или того и другого вместе». Настаивая на крайне односторонней точке зрения - все в мире возникает в результате активности поля Целостности и ничего не сохраняется,- Смэтс, естественно, отвергает прямо противоположную, но не менее одностороннюю точку зрения - ничто в мире не возникает, все дано с самого начала. Сохранение рассматривается здесь в его полной оторванности от изменения и, конечно, такое рассмотрение ничего не может дать для понимания структурных изменений в мире природы. При такой трактовке идеи сохранения возникновение новых систем, появление качественно своеобразных целостных образований просто исключается. Но именно эту крайне одностороннюю идею и критикует Смэтс. Эта критика, естественно, не дает никаких результатов, кроме выявления крайней ограниченности и односторонности прямо противоположной идеи, состоящей в том, что ничто в мире не сохраняется, но все непрестанно возникает в результате деятельности творческого принципа, идеи, которую стремился развить Смэтс.
Значительный шаг в решении проблемы целостности содержится в исследованиях современного биолога и философа Людвига Берталанфи. Он отвергает витализм и выдвигает принцип системного исследования. Задача, согласно Л.Берталанфи, состоит в том, чтобы развить понятие системы, построить классификацию систем и разработать количественную теорию, учитывая изоморфизм различного типа систем. Целостность, полагает он, можно объяснить исходя из структурного подобия систем на различных уровнях. Другими словами, проблема целостности сводится к поискам общих законов струк¬турной организации мира. Можно сказать, что Л. Берталанфи предлагает преодолеть ограниченность двух крайне односторонних и взаимно противоположных направлений - меризма и холизма - на третьем пути, на пути «перспективизма», т. е. посредством отыскания изоморфизма структурных законов в различных областях природы.
Определяя систему как «комплекс элементов, находящихся во взаимодействии», Л. Берталанфи вводит понятие открытой системы. Он полагает, что живой организм, как система определенного рода элементов, представляет собою открытую систему, в противоположность неорганическим образованиям (атом, кристалл и т.п.), которые можно рассматривать в качестве закрытых систем. Под закрытой системой понимается система, в которой не происходит обмена веществом с окружающей средой. Обмен энергии при этом предполагается. В открытой системе имеет место не только энергетический обмен с окружающей средой, но и обмен веществом. Обобщая термодинамику закрытых систем и опираясь на развивающиеся в последнем десятилетии термодинамические исследования необратимых процессов, Л. Берталанфи и его школа строят термодинамику открытых систем.
В теории систем Л. Берталанфи понятия закрытых и открытых систем вводятся на основе идеи неизолированности систем. Сам по себе факт неизолированности реальных систем очевиден. Дело, однако, в том, что Л. Берталанфи стремится классифицировать системы по степени их изолированности от внешних систем. В степени и характере изолированности ищется критерий отличия живых систем от неживых систем.
Этот критерий Л. Берталанфи видит в том, что физика исследует изолированные системы, в то время как биология имеет дело с закрытыми и открытыми системами. Однако нам кажется, что этот критерий различия между живыми и неживыми системами едва ли может быть последовательно проведен. Нам хотелось бы подчеркнуть здесь другую сторону, а именно некоторые черты общности систем, вне зависимости от того, каковы эти системы и какой наукой они исследуются. Только на этом пути, может быть, удастся подойти к проблеме целостности структур в самом общем значении - этой проблемы.
Познание внутренних закономерных связей систем, изучение их целостности, какова бы ни была специфика систем, возможно лишь в результате исследования их взаимных связей. Понятие изолированной системы создается не для того, чтобы оставаться внутри этой системы. Это понятие - лишь средство познания более широкой структуры. Физическая теория строится на основе познания закономерностей перехода от одной системы к другой. В этих закономерностях ищутся формы реальной обособленности и целостности исследуемых объектов.
Реальные физические системы не изолированы, как не изолированы реальные биологические системы. Дело заключается в том, чтобы найти законы, по которым реализуется относительная взаимозависимость систем. Если мы будем констатировать неизолированность живых систем (открытые и закрытые системы), то сама по себе эта констатация - всего лишь способ указать на необходимость отыскать законы существования этих систем.
Абсолютно закрытая система является абсолютно устойчивой системой. Если ввести прямо противоположное понятие, а именно понятие абсолютно открытой системы, то необходимо будет признать, что таких абсолютно открытых систем реально не существует, как реально не существует абсолютно закрытых или, иначе, абсолютно изолированных систем. Абстракция абсолютно открытой системы имеет известный смысл. Она позволяет обратить внимание на то, что при анализе систем и их целостности существен не просто факт открытости или, наоборот, изолированности системы, но та или иная степень ее открытости или, иначе, изолированности. Изолированность же системы существенным образом связана с ее устойчивостью, а устойчивость системы в свою очередь определяет ее целостность.
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam