Наука и техника Наука и техника - Не только электронные машины
  10.12.2018 г.  
Главная arrow Кибернетика arrow Рассуждения конца 60-х arrow Не только электронные машины
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Не только электронные машины
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.10.2010 г.

Не только электронные машины, но и многие другие технические устройства выполняют по заданию человека различные функции, дополняя и расширяя возможности человеческих органов чувств. Когда человек смотрит на объекты внешнего мира и воспринимает их в виде некоторых образов, он, несомненно; думает. Если он рассматривает при помощи лупы, микроскопа, телескопа или электронного микроскопа некоторый объект, то он тоже думает, и никому не приходит в голову приписывать это свойство оптическим приборам.

Радиолокационная станция, осуществляющая автоматическое сопровождение целя, или оптический телескоп, автоматически следящий за небесным светилом, тоже не думают. Арифмометр, позволяющий человеку быстрее считать, тоже не думает. Неужели количество переходит в качество, когда повышается скорость выполняемых машиной операций, или у нее действует определенным образом организованная «память?» По нашему мнению, электронные машины будут во все возрастающей степени помогать человеку мыслить, но никогда его не заменят.
Что же касается структуры мозга и элементов машин, то тут вообще не может быть никакого сравнения: мозг бесконечно сложнее и совершеннее, чем «память» или любая схема машины. Надежность его тоже несоизмеримо выше. Примитивные и весьма ограниченные связи отдельных дискретных элементов машин с соседними элементами противостоят сложнейшим пространственным многосторонним и нелинейным связям отдельных нейронов со многими другими. Машины будущего смогут воспроизвести эти сложнейшие структуры только в том случае, если они будут строиться на тех же принципах, что и живые нервные ткани.
Несомненно, машины будущего будут во много раз совершеннее, существующих в настоящее время. Они будут гораздо интереснее даже «перцептрона», о котором в настоящее время так много пишут. Но не это важно. Существенно то, что мозг и мыслительная способность людей развивались и продолжают развиваться в человеческом обществе и в той среде, в которой живут люди. Машинного общества никогда не будет.
Безусловно, средства и методы электроники и кибернетики помогут человеку в изучении биологических и физиологических проблем, в частности связанных с мыслительной способностью человека. Но это не меняет существа дела.
Диалектический материализм изучает в самом общем виде процессы, происходящие во внешней по отношению к человеку природе, процессы, происходящие в человеческом организме, и, наконец, процессы, происходящие в человеческом обществе.
Основываясь на философии диалектического материализма, изучением именно этих процессов занимает и материалистическая кибернетика. Но она исследует их только с целью управления ими на благо человека. Таким образом, объекты изучения  в  обоих случаях совпадают, хотя содержание исследований и применяемые методы различны.
Марксистская философия считает, что мир подчиняется объективным законам развития и что он познаваем. Наше сознание отражает вне нас существующий реальный мир. На первой ступени процесса познания сознание отражает преимущественно внешнюю сторону явлений, дает образы единичных предметов. Ощущения, восприятия, представления неспособны сами по себе отразить внутреннюю, существенную сторону явлений, отразить законы объективного мира. Обобщая данные ощущений и восприятий, абстрактное мышление отвлекается от всего несущественного, случайного в предметах и явлениях и проникает в их сущность. Результаты обобщений резюмируются, выражаются в создаваемых научным познанием понятиях, категориях, законах. Обе эти ступени процесса познания находятся в единстве, переходят одна в другую и являются составными частями единого диалектического процесса отражения действительности.
Основой процесса познания, высшим критерием истинности добытых знаний является практика. Человек познает внешний мир в процессе своей практической деятельности, своего активного воздействия на природу. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».
Материалистическая кибернетика занимается сбором информации о процессах управления, которые протекают в пространстве и во времени, анализирует их и выводит общие закономерности, лежащие в основе управления, осуществляемого в природе, в механизмах и в обществе, т. е. синтезирует эти частные закономерности в общие. Кроме того, кибернетика следует также и прямому указанию В. И. Ленина о познании истины через практику. Именно положительные результаты практического применения закономерностей управления, выведенных кибернетикой, к самым различным областям деятельности человека служат доказательством правильности ее положений.
Материалистическая кибернетика стоит на позициях детерминизма, т. е. исходит из признания необходимого характера всеобщей связи и обусловленности явлений, из признания причинных связей между взаимодействующими явлениями. Необходимость в природе и обществе наиболее полно выражается через законы. Признание необходимости в возникновении и развитии явлений влечет за собой признание того, что эти явления подчинены известным закономерностям, которые существуют независимо от воля и желания людей. Познание же законов объективной действительности помогает материалистической кибернетике глубже понять причины происходящих событий и составляет поэтому надежную основу целеустремленной деятельности человека.
Современная наука и, в частности, материалистическая философия признает наряду с явлениями необходимыми такие явления природы и человеческого общества, в которых причинно-следственные связи скрыты и которые кажутся случайными. Диалектический материализм признает случайность, считая ее объективной. Необходимость и случайность взаимосвязаны, и случайность есть форма проявления необходимости.
Хотелось бы специально отметить, что за последние годы проблемам причинности и случайности посвящено в нашей и иностранной литературе множество весьма ценных исследований . В частности, в 1959 г. вышла в переводе на русский язык книга «Причинность и случайность в современной физике», написанная известным американским физиком Давидом Бомом, посвященная наиболее актуальной философской проблеме современной физики. Основными в книге Бома являются философские вопросы современной физики. «Развивая общие философские положения о неисчерпаемости материального мира, о взаимосвязи причинных и случайных закономерностей и т. д., Бом фактически излагает некоторые основные положения философии диалектического материализма», - пишет в предисловии к книге ее редактор профессор Я. П. Терлецкий.
При изучении случайных процессов и явлений материалистическая кибернетика широко пользуется теорией вероятностей. Как известно, вероятность - это мера объективной возможности наступления массовых явлений. Вероятность, которая устанавливает меру возможности наступления события путем обобщения массы отдельных явлений, покоится на объективной диалектике общего и отдельного, необходимого и случайного.
Развитие науки показало, что существуют такие количественные отношения, которые являются общими для многих качественно различных предметов и процессов. Это было понятно еще несколько тысяч лет тому назад, когда в Египте и Вавилоне зарождалась примитивная символика алгебры. На окончательное развитие принятой в настоящее время алгебраической символики понадобилось около 5-6 тыс. лет вплоть до XVII в. нашей эры. Алгебра возникла под влиянием потребностей и нужд общественной практики в результате поясков общих приемов для решения однотипных арифметических задач. Современная алгебра, пользуясь буквенными обозначениями, изучает общие свойства числовых систем и общие методы решения задач при помощи уравнений.

 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam