Наука и техника Наука и техника - На международном съезде
  15.12.2018 г.  
Главная arrow Кибернетика arrow Рассуждения конца 60-х arrow На международном съезде
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
На международном съезде
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
19.10.2010 г.

На международном съезде по кибернетике, состоявшемся в июне 1956 г. в Намюре (Бельгия), один из докладчиков инженер Олливер (Франция) обратил внимание на то, что некоторые живые организмы по своей структуре подобны автоматическим системам, работающим по жестко заданному циклу операций, и не обладают способностью реагировать на изменение факторов, обусловливающих поведение системы.

Он привел в качестве примера песчанку (ammophile des sables), которая отличается специфическим способом размножения. Песчанка заранее подготовляет ямку в песке для того, чтобы затем доставить туда парализованную ее жалом гусеницу. Эта гусеница будет служить питательной средой для яичек, которые песчанка положит в ямку и с величайшей аккуратностью засыпет песком. Однако, как оказывается, песчанка не в состоянии -реагировать даже на такой факт, как изъятие гусеницы из ямки в процессе откладывания яичек. В процессе наблюдения за работой бабочки исследователь изымает гусеницу и, следовательно, ликвидирует питательную базу для яичек, но это не мешает песчанке по-прежнему класть яички и потом тщательно закрывать ямку.
На определенной ступени эволюции многие организмы лишены определенных обратных связей, определенных чувствительных элементов (органов реагирования). Эти организмы не в состоянии полностью приспособиться к изменениям среды. Их действия целенаправлены, но не всегда целесообразны. Часто целесообразность достигается за счет случайности. Тот же докладчик в качестве примера привел поведение шестикрылого жука (Lucanus cervos), опрокинутого на спинку. В продолжение первых нескольких минут жук производит вполне координированные движения: так же, как при движении по земле, он шевелит лапками, старается приподнять свои надкрылки и освободить крылья. Все эти движения не позволяют ему принять нормальное положение; в результате жук испытывает утомление и начинает метаться. Движения его становятся все более и более беспорядочными. Лапки дергаются независимо одна от другой, надкрылки приподнимаются каждый в отдельности. Среди самых разнообразных комбинаций, возникающих в результате этих дезорганизованных и беспорядочных движений, одна оказывается удачной и жук становится на лапки. Как показали многочисленные наблюдения, здесь имело место не обучение, а лишь случайная комбинация беспорядочных движений, которая приводила жука в нормальное положение.
Классификация, предложенная Н. Винером и его соавторами, является важным этапом в становлении кибернетики, так как представляет собой опыт анализа динамики поведения системы независимо от того, принадлежит эта система к органическому миру или относится к области техники.

Нельзя не отметить в связи с этим исследования известного специалиста в области автоматического регулирования машин советского механика Я. И. Грдина. Еще в начале XX в. он опубликовал ряд работ по динамике живых организмов, в которых рассмотрел динамические системы с так называемыми волевыми связями.
Из работ, в которых разрабатываются идеи, лежащие в основе изложенной классификации, надо отметить изданную в 1956 г. книгу У. Росс Эшби Introduction in Cybernetics, в которой дается общий анализ поведения естественных и искусственных динамических систем, базирующийся на принципе так называемого черного ящика. Черный ящик представляет собой запломбированное вместилище каких-то неизвестных наблюдателю элементов. Ящик имеет провода на входе и на выходе. Подавая на вход электрические сигналы и изучая сигналы на выходе, наблюдатель должен установить содержание ящика, сделать выводы об его элементах и структуре.
Группа Н. Винера сделала существенный шаг в области моделирования аппарата высшей нервной деятельности.
Попытки такого моделирования имели место и ранее. Например, американский физиолог Ф. Лилли создал в 1922 г. искусственный нерв. Модель нерва состояла из химически обработанной железной проволоки и вела себя подобно живому нерву, когда ее царапали металлической иглой или включали в электрическую цепь высокой частоты. Н. Винер и его сотрудники пошли дальше таких экспериментов и стали на путь моделирования аппарата высшей нервной деятельности при помощи электроники, и, в частности, электронных вычислительных машин.
1943 г. Н. Винер поделился своими соображении   с   одним   из   крупнейших   современных    математиков   Дж.   Нейманном   (Принстонский   институт высших  знаний),  а   также   с   известными   специалистами   в   области   вычислительной техники Г.   Айкем (Гарвардский  университет), Гольдштейном   (Пенсильванский университет). Зимой 194344 г. в Принстоне состоялось первое объединенное совещание, созванное по инициативе Н. Винера и Дж. Нейманна. Электронная вычислительная техника была представлена Гольдштейном, от группы физиологов присутствовали Мак-Каллок и Лоренто де Но из Института Рокфеллера, математику представляли Винер, Нейманн, Питтс. На совещании был намечен общий план работы. Летом 1945 г. Винер, будучи в Мексике в Институте кардиологии у Розенблюта, обсудил с уже упоминавшимся Кенноном конкретную тематику исследовательских работ в области физиологии нервной деятельности, в которой широко применялись статистические методы.
В ней был выполнен статистический анализ динамики флаттера сердечной мышцы. Заслуживает внимания тот факт, что О. Г. Сельфридж (Массачусет-ский технологический институт), бывший консультантом по этой работе, сконструировал впоследствии известную кибернетическую модель - самообучающуюся машину Пандемониум.
Следует особо отметить роль Дж.Нейманна в создании кибернетики как науки. Если Винеру принадлежит выяснение значения информации в процессах управления, то Дж. Нейманну принадлежат основополагающие работы в области структуры систем управления, в области исследования общих принципов их строения.
Вместе с тем Дж. Нейманн является автором одного из первых исследований по теории игр, имеющей, как известно, немаловажное значение для современной кибернетики.

Последнее обновление ( 19.10.2010 г. )
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam