Наука и техника Наука и техника - Основное положение учения
  19.10.2018 г.  
Главная arrow Кибернетика arrow Рассуждения конца 60-х arrow Основное положение учения
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Основное положение учения
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
22.10.2010 г.

Основное положение учения Павлова гласит, что условные рефлексы, временные связи, возникают всегда на почве безусловных рефлексов или инстинктов (эмоций). Некоторые представители кибернетики   (И. Полетаев) стремятся подвести под понятие безусловного рефлекса известный прием программирования, с которого и начинается работа математиков, вкладывающих определенные задания - алгоритмы - в счетно-аналитическую машину.

Но это опять-таки одна из неполных, не вполне законных аналогий между машиной и мозгом: ведь безусловных рефлексов всего несколько (пищевой, самооборонительный, половой, с последующим воспитанием потомства и др.), но на них, как дерево на корнях, вырастают сотни тысяч условных, временных связей. Безусловные рефлексы лежат в основе инстинктов животных и являются предпосылкой сложнейших эмоций человека, получающих в условиях развития Homo sapiens сложный общественный характер.  В   электронную  же  машину инженеры-конструкторы заранее вводят огромное количество данных - программ и подпрограмм, - ничего общего не имеющих с эмоциями, и притом каждый раз, когда меняется род задания, эти программы должны также меняться. Здесь особенно ярко выступает роль человека, овладевшего новой техникой, творца науки, непрерывно  совершенствующего свой мозг в процессе общественного труда, организующего свои эмоции, направляющего их в определенное русло. Ясно, что конструктор не в состоянии вложить какие бы то ни было эмоции в кибернетическую машину, например эмоции биологического и общественного характера, да машина в них вовсе и не нуждается.
Новая электронная техника позволяет создавать программирующие машины и устройства, заменяющие и этот вид труда математиков.
Но работа мозга самого математика, рефлексы его второй сигнальной системы, как базы высших исследовательских функций, складываются из ряда ступеней отвлечения, рождающихся только в труде, в процессе искания истины, в стремлении покорить силы природы, что никак не свойственно машине.
Означает ли это указание разрыв между объединившимися в кибернетике науками: физиологией, радиоэлектроникой, а также прикладной математикой? Нет, не означает. Наоборот, эта связь - прогрессивное явление. Необходимо, соревнуясь, развивать дружбу и союз этих наук, как это имеет место, например, в химической физике и в космофизиологии.
«Соревноваться - значит учиться друг у друга» - таково положение, подтвержденное всей практикой социалистического строительства. Физиологи, занимающиеся разработкой павловского наследства, хотя и не признают кибернетического толкования функций головного мозга, не допускают упрощенного представления о нервных процессах, борются против термина «избыточность» строения коры мозга, тем не менее всегда готовы делиться своим опытом изучения сложных явлений высшей нервной деятельности с конструкторами новых счетных управляющих машин.
Ученики и последователи И. П. Павлова обязаны делать это не только для того, чтобы еще более обогатить исследовательскую мысль инженеров, но и для того, чтобы помочь философски закалиться нашей технической интеллигенции. Главным двигателем открытий кибернетиков должны быть не аналогии между физическими и сложными биологическими явлениями, а потребность роста экономики и на ее основе техники.
Тесный союз между передовой физиологией органов чувств и новой физикой, который, в частности, воплощен в современной биофизике, вполне возможен и должен укрепляться к обоюдной пользе. Но он не может быть достигнут ценой отказа от основного положения марксистской философии: общественное сознание определяется общественным бытием. Если допустить, что конструкторы машин в своих лабораториях создают мыслящую материю - электронный мозг, притом избегая «излишеств» (!) в устройстве этого последнего, то волнующий все человечество вопрос о том, как же материя в ее бесконечном развитии порождает сознание, будет решаться простым аналогированием. С такой постановкой серьезнейшей философской проблемы эволюции органического мира согласиться никак нельзя.
Догматический подход к законам высшей нервной деятельности так же недопустим, как и к законам физики и радиоэлектроники. Ученики и последователи великого физиолога И. П. Павлова не должны замыкаться в рамках познания законов нервной системы, они должны работать над философскими вопросами естествознания.
Необходимы смелые искания и в сложнейшей области науки - кибернетике, открывающей человечеству новые технические горизонты. Но необходима и столь же большая скромность в оценке достижений науки, какую проявлял И. П. Павлов и другие великие люди, создавшие новую эпоху в естествознании, о чем иногда забывают представители кибернетики.
Нельзя ограничивать изучение живой и неживой природы тем или иным числом законов, сводить его лишь к апробации уже достигнутого. Сами категории диалектики находятся в непрерывном движении, изменении. Но это не причина для какого-то пессимизма в оценке мощи естествознания. Диалектика, проявляющаяся в развитии живой природы, помогает правильно отражать ход научного познания, в том числе и в области происхождения самого мышления, позволяет осознавать и глубочайшую сущность сложнейших явлений природы и общества.

 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam