Наука и техника Наука и техника - Кибернетика и труд
  10.12.2018 г.  
Главная arrow Кибернетика arrow Рассуждения конца 60-х arrow Кибернетика и труд
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Кибернетика и труд
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
22.10.2010 г.

В. Н. Типухин канд. философских наук
Общеизвестно, что кибернетика возникла в результате огромных успехов промышленности, ее технического прогресса, связанного с развитием науки, в частности электроники, т. е. на основе и в результате трудовой практической деятельности человека.

Развитие процесса труда, ознаменовавшееся крупнейшими техническими достижениями, выразившимися в создании сложнейших орудий труда, среди которых особое место занимают электронные управляющие машины, собственно и положило начало возникновению кибернетики. Поскольку эта область знания возникла непосредственно на базе успехов трудовой деятельности, то по-видимому, для уяснения сущности кибернетики нужно философски осмыслить процесс труда. Взятый в общей форме труд как вечное условие человеческой жизни есть «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой». Если это определение перевести на язык философии, то труд есть не что иное, как практическое отношение между субъектом и объектом. Это отношение рассматривалось Гегелем в «Феноменологии духа». Общефилософское понимание труда как практического отношения между субъектом и объектом исследовал К. Маркс в «Экономическо-философских рукописях 1844 года», дав критику гегелевских взглядов.
Маркс видел величие гегелевской «Феноменологии духа» в том, что Гегель рассматривал «человека как результат его собственного труда», что самопорождение человека рассматривалось им как процесс самоотчуждения или опредмечивания и в то же время как снятие самоотчуждения или распредмечивание. В этом самоотчуждении и его снятии Гегель, по словам Маркса, постигает сущность труда. Вместе с тем Маркс отмечает, что глубокое и ценное содержание извращено и мистифицировано идеалистической формой, в которую облечена данная проблема у Гегеля. Сосредоточив свое внимание лишь на положительной стороне самоотчуждения, Гегель, пишет Маркс, не понимает отрицательной стороны труда, т. е. не понимает специфики труда в условиях эксплуататорского общества, и как идеалист сводит понятие труда к абстрактно-духовному труду.
Философское понимание всеобщей природы труда как практического отношения между субъектом и объектом было всесторонне раскрыто лишь Марксом. Маркс показал, что человек только потому творит материальные предметы, что сам он есть существо природы, и материальное, следовательно, заложено в его существенном определении, сами его жизненные силы есть не что иное, как силы природы. «Веществу природы он (т. е. человек - В. Т.) сам противостоит как сила природы». В процессе труда человек изменяет природу, преобразует внешние предметы сообразно своим потребностям, т. е. в соответствии со своей внутренней природой, определенным функционированием своего организма, ибо только при этом условии продукт труда может быть употреблен человеком. В процессе труда человек, как говорит Маркс, объективирует, овеществляет свои существенные силы. Это объективирование совершается в соответствии с внутренней природой подвергающегося изменению, преобразованию предмета, в соответствии с объективными закономерностями. Изменяя природу, указывает Маркс, человек в то же время изменяет и свою собственную природу, т. е. в труде проявляется и формируется сам человек как активное, изменяющее мир общественное существо, в труде совершенствуются его чувства и развиваются его интеллектуальные силы. В процессе труда, по определению Маркса, в производимой вещи личность объективируется, а вещь в личности субъективируется.
Это опредмечивание, овеществление человеком своих существенных сил в продуктах его труда становится возможным лишь постольку, поскольку человеку, как существу природы, присущи наряду со специфическими также общие со всем материальным миром закономерности.
Единство человека как субъекта и действительного чувственного объективного мира, единство диалектически противоречивое находит свое выражение уже в природной предметной сущности его чувственности. Дифференциация и специфичность человеческой чувственности, специфичность органов чувств являются результатом дифференцированной специфичности присущей объективному миру способности отражения; лишь на основе этой диалектической общности в сложном процессе эволюции развивалась и совершенствовалась функционально специфическая способность различных органов чувств к отражению определенных форм движения материи, к трансформации качественно определенных видов энергии внешнего раздражения.
«Глаз нельзя понять, - писал С. И. Вавилов, - не зная Солнца. Наоборот, по свойствам Солнца можно в общих чертах теоретически наметить особенности глаза, какими они должны быть, не зная их наперед».

Когда б не солнечным был глаз, Не мог бы солнце он увидеть.
(Гёте)

Это единство человека и объективного мира чрезвычайно важно для понимания кибернетики, ибо оно, по нашему мнению, служит теоретической основой всей ее проблематики. Соединение субъекта с объектом в процессе труда, воздействие человека на объект его труда осуществляется через средство труда или орудие. Через орудие труда, с его помощью осуществляется объективирование, овеществление того идеального образа, который в качестве цели существует в голове человека и который реализуется в процессе целесообрааной деятельности. В этом смысле именно в труде осуществляется так называемое «превращение идеального в реальное».
«Природа не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д., - писал К. Маркс. - Все это - продукты человеческой деятельности; природный материал, превращенный в органы власти человеческой воли над природой или в органы исполнения этой воли в природе. Все это - созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания». На важность теоретической разработки процесса превращения идеального в реальное, механизма этого превращения обращал внимание В. И. Ленин. наследования
Из всех продуктов человеческой деятельности электронные управляющие машины более всего отвечают марксову определению органов человеческого мозга, созданных человеческой рукой; как орудия человеческой деятельности они являются продуктом закономерного развития средства труда. Поэтому было бы небезынтересно кратко проанализировать процесс развития средства труда.
Первым средством труда, указывает Маркс, является сам человек, его естественные силы, органы человеческого тела (руки, ноги, голова, пальцы).
Производя орудия и используя их в качестве органов своей целенаправленной деятельности, человек присоединяет их к органам своего тела, «удлиняя» с их помощью «естественные размеры последнего». Таким непосредственным продолжением естественных органов человека являются простейшие орудия, палка, камень, топор и т. д. В этом же ряду стоят и такие «орудия», как телескоп, микроскоп и т. д., выступающие как «продолжение» органов чувств.

Последнее обновление ( 04.02.2013 г. )
 

Добавить комментарий

« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam