Наука и техника Наука и техника - О лингвистической философии
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Лингво arrow Слова и вещи arrow О лингвистической философии
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
О лингвистической философии
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.10.2010 г.

Витгенштейн позднего периода... кажется, устал от серьезных мыслей и разработал учение, которое признает их ненужными. Я ни на минуту не поверю, что доктрина, имеющая такие бесплодные следствия, является истинной...
Желание понять мир они считают старомодной причудой.
Бертран Рассел

Глава 1
О лингвистической философии
Введение
Лингвистическая философия представляет собой некоторую совокупность взглядов на мир, язык и философию. Эта совокупность взглядов в значительной степени обладает единством и внутренней согласованностью. Она заслуживает отношения к себе как к «философии», то есть как к определенной точке зрения, способу рассмотрения вещей, которому присущи соответствующие манера рассуждения и подход к разрешению проблем, свое понимание проблем и их решения. Эта философия лежит в основе взглядов и практики того направления, которое стало господствующей философской школой в британских университетах, особенно в Оксфорде, со времени войны. Перед войной она поддерживалась влиятельным авангардом. Ее основной источник следует искать в поздних взглядах Людвига Витгенштейна.
По целому ряду причин, которые коренятся в самой этой философии, мне кажется невероятным, чтобы можно было ждать правильной ее оценки от тех, кто придерживается ее, так как достаточно лишь ясно изложить эту философию, для того чтобы стали очевидными ее существенные изъяны.
Те, кто связывает себя с лингвистической философией и придерживается ее, не склонны выявлять эти изъяны. В самом деле, эта философия обладает рядом особенностей, которые мешают ясному изложению общей позиции. К числу таких особенностей относятся представления о том, что некоторые важные вещи невозможно высказать или что истина должна передаваться неким косвенным путем и что это может быть осуществлено лишь весьма постепенно и по деталям, чтобы не вводить в заблуждение.  Основателя лингвистического  философского направления преследовала навязчивая мысль о неизбежности быть непонятым. Эти взгляды имеют некоторые достоинства, и их можно добросовестно придерживаться, но их следствием является то, что непосвященным очень трудно установить, каковы же именно исходные идеи этого направления, а ясного   изложения, которое пролило бы яркий свет на их слабости, в них не дается. Существующие оценки этой философии имеют склонность либо к эзотеричности, либо к отрывочности и фрагментарности, либо к историчности благодаря тому, что они пытаются сообщить исходные идеи, показывая, как они возникали из   предыдущих   направлений   мысли. Вместо этого я начну со сравнительно простого объяснения положения в целом, скорее явного, чем косвенного, и представляющего сами идеи, а не их применение пли происхождение.
Тот факт, что я даю как логическую, так и социологическую оценку взглядов этого направления, может привести к непониманию; могут подумать, что социологический анализ предназначается для опровержения - опровержения посредством приписывания мотивов и следствий. Ничего подобного не имеется в виду. Наоборот: насколько эта книга доказывает, что эти идеи являются ложными, это доказывается, а не выводится просто из существования некоторого социального фона.
В основу идей этого направления положена претензия или надежда на то, что осознание языка или некоторых ранее игнорировавшихся его особенностей полностью преобразит нашу точку зрения в будущем или что стало уже свершившимся фактом; утверждалось, что на основополагающие вопросы, которые до сих пор казались слишком трудными и недоступными для человеческого разума, по крайней мере, даются ответы или будет убедительно показано, что сами вопросы вводят в заблуждение и что они больше не будут преследовать нас. Независимо от того, приведет или не приведет новая концепция к преобразовыванию мировоззрения человечества, ее следствием, несомненно, будет радикальное и драматичное преобразование нравов и деятельности одной профессиональной группы, а именно преподавателей философии. Даже если бы претенциозные требования и обещания этого движения не были так свежи в памяти, это изменение в характере деятельности показало бы, как серьезно его участники приняли новую концепцию.
Каковы бы ни были достоинства этих идей, последние представляют собой любопытную кульминацию в развитии давней философской традиции самосознания и критики - точки зрения, согласно которой мы должны сначала понять наши орудия, прежде чем применять их; или что существуют вещи, находящиеся за пределами досягаемости этих орудий, и от попыток применять эти орудия к таким вещам может получиться только вред.
Некоторая новизна в рассматриваемой точке зрения заключается в том, что в качестве орудия, о котором идет речь, был взят язык, а не разум, как это обычно имело место. Интересно рассмотреть, чего достигла эта лингвистическая форма самопознания, какие открытия она делает и какую линию поведения, или самоотрицания, она предписывает.
В философской практике имеет место революционное изменение - революционное не просто по отношению к недавнему прошлому, но по отношению ко всей прошлой мысли,- и интересно исследовать доводы, которые могут быть выдвинуты и выдвигались в пользу этого нововведения, а также отметить другие способы его оправдания, когда они появляются.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam