Наука и техника Наука и техника - Теория мира и языка
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Лингво arrow Слова и вещи arrow Теория мира и языка
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Теория мира и языка
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.10.2010 г.

Как теория о мире, лингвистическая философия гласит приблизительно следующее: мир есть то, что он есть, а не что-либо другое. Все в мире есть то, что есть, а не что-либо другое. (Эти положения, как будет показано впоследствии, не являются тавтологиями, как представляется на первый взгляд.) Внутри мира существуют люди, и люди пользуются языком. Язык есть ряд событий, действий, предрасположений (dispositions).

Oн имеет свои применения. Применения выражений должны удовлетворять целям людей в мире, в котором люди находят самих себя, ситуациям, в которых эти цели оказывают свое действие. Язык есть активность, форма жизни. (Фауст у Гёте размышлял о том, было ли вначале слово или дело. Лингвистическая философия решила эту дилемму так: слово и есть дело).
Общими целями языка являются, например, передача информации, отдача распоряжений, оценка характеров, оценка эстетической ценности, оценка вероятностей, проповедь, поучение, оправдание авторитета и т. д. и т. д. Каждой из этих целей и видов деятельности соответствуют некоторые выражения, некоторые лингвистические акты. (Конечно, одно выражение может обслуживать целый ряд целей и видов деятельности, а многие виды выражения могут служить одной цели.)
Но какой смысл мог бы быть в том, чтобы задавать вопрос, как это делала философия старого типа, имеет мир ила нет такие общие свойства, как то, что он состоит из фактов или содержит универсалии, ценности, красоту, отношения? Мир есть то, что он есть, - общие термины такого типа, соответствующие типам применения языка, никогда не могут неправильно употребляться, разве только, может быть, каким-нибудь невеждой в языке. Значение выражения «мир есть то, что он есть» в действительности состоит в следующем: общие, «категориальные» термины (красота, справедливость, факт, вывод, абстрактность и т. д.) применены правильно. Нет смысла рассуждать о том, чем был бы мир без них, так как мир и не содержит и не лишен их. Они являются видами употребления языка. Метафорически говоря, категории вроде красоты и т. д. представляют собой тени, которые употребление языка отбрасывает на мир.
Это ведет нас обратно к диагнозу (старой) философии: она представляла собой попытку делать относительно этих понятий то, что можно делать только с ними, делать с категориями как целым то, что законно только внутри каждой из них: задавать вопросы о них.
Позитивные высказывания лингвистической философии о языке уже намечены при описании места языка в мире. Остается приближенно наметить негативную теорию языка - чем язык не является - и дать некоторое специфическое учение о значении.
Чем язык не является: он не есть нечто противопоставленное, vis a vis, миру, отражающее его. Именно из отказа от этой доктрины, помимо всего прочего, и возникает лингвистическая философия. Отражательная теория значения (the mirror theory of meaning), идея, что когда термин или выражение означает нечто, то где-то должно иметь место это нечто, вела в прошлом, как это утверждают, ко всякого рода теориям таинственного универсума и теориям таинственного духа. Это те теории, против которых выступают и отрицание которых дает определенный смысл говорить, что мир есть то, что он есть. Или то, чем он кажется.
Важно отметить, каким образом взгляд на мир и взгляд на язык подкрепляют друг друга. Можно рассуждать таким путем: поскольку мир есть только то, чем он кажется (и каким он представляется утром не наделенному богатым воображением человеку), постольку,
естественно, язык есть не что иное, как ряд действий в нем. Чем же еще он может быть?
Но равным образом можно рассуждать и так: поскольку язык, как это показывает исследование, не представляет собой ничего, кроме ряда орудий для достижения мирских целей - или, во всяком случае, целей внутри мира, постольку мир есть только то, чем он кажется. Старая философия умозаключала от особенностей языка к странным областям: от прилагательных к универсалиям, от существительных к субстанциям, от гипотетических выражений к области возможностей и т. д. и т. д.
Но раз ясно, что все такие типы выражений являются орудиями, ясно также и то, что все такие умозаключения к странным сущностям или сферам вводят в заблуждение. Следовательно, мир есть то, чем он кажется перед тем, как мы начали философствовать. (Не будем спрашивать о том, когда это было.) Так как «орудия» применяются в обыкновенном мире.
Реально здесь имеет место только одна идея. Но кажется, что их две или много, и это множество всех ее проявлений создает впечатление, что они подкрепляют друг друга.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam