Наука и техника Наука и техника - Языковые игры
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Лингво arrow Слова и вещи arrow Языковые игры
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Языковые игры
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
25.10.2010 г.

Слово игра есть уничижительный звук, внушающий представление о тривиальности, незначительности, условности. («Это только игра».) Не это имеют в виду лингвистические философы.
Они имеют в виду то, что любое утверждение обладает значением, играет роль только в определенном контексте. Этот контекст может быть изобретен искусственно, как это имеет место, когда возглас «Бинго!» играет определенную роль в выдуманной игре; в этом случае перед нами «игра» в буквальном, обыденном смысле.

С другой стороны, однако, мы можем принять участие в играх, которые мы не изобрели, в играх, которые как традиции, или как формы жизни существовали в течение долгого времени и которые все играющие знают, но никто из них не может преднамеренно построить. Наиболее важной из этих игр является язык, на котором мы обычно говорим.
Витгенштейн наметил некоторое количество языковых игр - упрощенных вариантов языка, игр, в которых используются слова, напоминающих в различных отношениях действительные языки, хотя ни один из них не приближается к последним по сложности и богатству. Цель Витгенштейна при этом заключалась в выявлении сходства между простыми правилами изобретенных игр и сложными правилами действительного языка, и прежде всего того общего сходства, что контекст правил был задан, что утверждение представляет собой в определенном смысле «ход» в игре (в деятельности с правилами). Каковы существенные особенности игры?
(1) Правила, управляющие ходами в игре, применение знаков в ней, являются этой игрой и не могут быть нарушены, так как, если вы это сделаете, вы больше не будете играть в эту специфическую игру. Правила могут объясняться (так вообще и делается) с помощью образцовых примеров применения рассматриваемого знака. Делать нечто несовместимое с этим образцовым случаем - значит не играть в эту игру.
(2) Правила могут рассматриваться как норма определенного  типа,  предписывающая,  что  следует  делать знакам или что с ними следует делать.
Эти правила не обязательно, конечно, должны быть строгими; они могут допускать некоторую свободу и не дисквалифицировать того, кому не удается жить в соответствии с ними. Но никто не может подвергать сомнению их нормы. В регби нет смысла спрашивать, хорошо ли выигрывать очки. Регби определяется именно через это.
(3) Правильный ход должен иметь возможную альтернативу, «антитезу». (Это не является строго истинным ни по отношению к играм, ни по отношению к языкам. Существуют   ситуации в шахматах, когда нет альтернативы; могут, по-видимому, быть предложения,
которые имеет смысл утверждать, но не отрицать.).
Но это, по всей вероятности, истинно для игры в целом, если даже не для всех   ходов ее.   Игра без   альтернативы не есть игра, а ритуал,   шарада. (Действительно, некоторые вещи, которые дети называют играми, как раз подобны этим  вещам.).  
Когда  игра,  которая,  как полагают, должна иметь альтернативы, играется таким образом,  что  этих  альтернатив  нет, мы называем ее фарсом. Мы чувствуем это, когда сталкиваемся с преопределенными   («состряпанными») судебными процессами или выборами.
(4) Большинство, если не все, игры и преимущественно все игры приемлемой сложности требуют радикально отличающихся видов, знаков, можно сказать, знаков различных категорий. Подстановка одного из этих знаков вместо другого, относящегося к иной категории, ведет к особенно серьезному типу бессмыслицы - серьезней, чем простое нарушение правил. Например, было бы очень плохо смешивать шахматные доски или поля на шахматных досках с шахматными фигурами. Философы прошлого были путаниками, которые, как это должно быть показано, не просто спрашивали, можем ли мы играть в шахматы без ферзя - новый тип шахмат без ферзя легко можно придумать,- но спрашивали, может ли шахматная доска ходить как ферзь, может ли поле на шахматной доске, а не шахматная фигура, ходить назад и т.д.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam