Наука и техника Наука и техника - Лингвистическая философия как ориентация и как стиль мысли
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Лингво arrow Слова и вещи arrow Лингвистическая философия как ориентация и как стиль мысли
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Лингвистическая философия как ориентация и как стиль мысли
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
18.12.2010 г.

Предшествующие разделы касаются дефектов лингвистической философии, взятой всерьез и буквально как учение. Наиболее существенная критика, которой может быть подвергнута лингвистическая философия, - это, может быть, не тщательная критика, направленная на определенным образом сформулированное учение, но, наоборот, критика, направленная на недостатки лингвистической философии, рассматриваемой как мировоззрение, стиль мысли и рассуждения, как ориентация.

Причина, почему очень важны, так сказать, неформальные дефекты, состоит в том, что прежде всего большинство людей, соприкасающихся с философией, не являются профессиональными преподавателями этого предмета. На таких людей чаще оказывает влияние общий характер учения, а не его нюансы и тонкости. Это показывает, что общее, неформальное впечатление имело бы важное значение, даже если бы в действительности оно отличалось от более полного, эзотерического понимания - чего на самом деле, однако, нет. И вспомним двойной блеф: лингвистическая философия производит такое впечатление, как будто бы она говорит, что мир есть нечто очень обыкновенное, он такой, каким выглядит в пасмурное утро; все, что помимо этого,- путаница. Более полное понимание лингвистической философии показывает, что это действительно есть именно то, что она говорит.
Наибольший вред лингвистическая философия причиняет, расхолаживая мысль, уверяя в том, что она будет притупленной, должна быть притупленной, если она не запутанна и не «парадоксальна». Она ухитрилась создать интеллектуальную атмосферу, где это принимается как нечто более пли менее само собой разумеющееся.
Главное возражение  против лингвистической философии идет, может быть, по линии перспектив и круга интересов, которые она внушает (и не ошибитесь: все остальное фактически рассматривается как нечто устаревшее, нечто такое,   что  годится  только  для   второсортных  в   интеллектуальном   отношении  людей). Из этого круга интересов в результате исключается почти все, что представляет подлинный интерес и что действительно должно быть исходной точкой мысли: науки, а также общественные и интеллектуальные преобразования, которые испытывает   человечество (к проявлению интереса по этим вопросам относятся со смехом, как к жалкому пережитку периода,  предшествовавшего  профессионализации  философии...).  Короче, тривиальность лингвистической  философии  заключается  не  только в том, что она делает, но и в том, к чему отбивает охоту. Она открывает тупики словесной «терапии» и стремится закрыть все остальные пути.
Истоки Высшей Тривиальности лежат в обращении Витгенштейна к кругу проблем, которые были хотя, может быть, и сравнительно узкими, но никоим образом не тривиальными: к природе математики и языка. Но окончательные ответы Витгенштейна на эти проблемы в духе идей о невыразимости и полиморфизма, хотя сами они опять-таки не были тривиальными, подразумевали, что в философии возможна только некоторая тривиальная деятельность. Современная практика объясняется именно обобщением выводов Витгенштейна и приданием им значения, выходящего за рамки стоящих перед ним частных проблем. Даже и здесь, однако, не все первоначальные ответы и вопросы были тривиальными. (Отношение духа к телу, ясно, не является тривиальным вопросом.) К такому положению вещей, когда и вопросы и ответы являются тривиальными, привели странные ответы, методы и предположения, связанные с первоначальными вопросами. Перспективы теперь таковы, что не мог бы появиться ни один осмысленный вопрос - и если бы он появился, то методы предотвратили бы осмысленный ответ. Перефразируя старую шутку, лингвистическая философия позволяет мысли пробегать диапазон опыта от А до В: пли невыразимый мистицизм, или унылое толкование нюансов обыденного употребления

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam