Наука и техника Наука и техника - Философия и социология
  14.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Философия и социология
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
22.01.2011 г.

К несчастью, не всегда принято при анализе каких-либо философских систем касаться их социальных основ и последствий. Это прискорбно, потому что их социальная роль часто дает ключ к их пониманию. Люди мыслят не в вакууме, и даже если содержание и направление их мышления частично определено разумными соображениями, то есть силой доводов, доказательств и фактов, все равно эти факторы никогда полностью не определяют всего того, что люди думают.

Под этим я подразумеваю не то обстоятельство, что люди неспособны преодолевать свои эмоциональные склонности (это может быть так, а может быть и не так), а то, что, согласно самой природе мышления, оно направляется не только ему присущими строгими правилами. Некоторые доказательства могут быть бесспорными и окончательными, некоторые заключения неоспоримыми, и в таких случаях «мы не можем думать иначе». Но выбор проблем, выбор критериев решения, строгости, допустимого доказательства, выбор сомнений, вытекающих из всего этого, или игнорирование этих сомнений, выбор «языковой игры» или, если хотите, «форм жизни» - все это, составляющее стиль мышления или дух времени, диктуется не каким-то беспристрастным основанием, а в конечном счете социальным и институциональным окружением мыслителя.
Любой представитель социологии знания, желая проследить механизм институционального и социального влияния на мышление, вряд ли мог бы выбрать лучшую область для своего исследования, чем современную философию. Современная философия дает ему область мышления, где социальные факторы - например, молчаливый выбор критерия допустимости - действуют по сравнению с другими областями если и не в экспериментально идеальной степени изоляции, то по крайней мере в наиболее явной форме. Философия - как она сама признает - не является ни некоторого рода мышлением, зависящим от фактов, ни оперированием с неким формальным исчислением (или хитроумным построением внутри такого исчисления), обладающим ясными и согласованными критериями достоверности. (Я не говорю, что философия произвольна.) Философия является большей частью объяснением - и выбором - наших понятий и, кроме того, выбором тех видов объяснений, которые мы считаем приемлемыми. (Это равнозначно тому, как мы в общем смотрим на мир и идеи и какую роль, скажем пассивную или активную, мы желаем, чтобы они играли в нашей жизни и обществе. Тем самым основательно обнажено курьезное и логически совершенно неоправданное требование нейтральности понятий и пассивности оценок понятий, составляющее поразительную и разрекламированную особенность лингвистической философии.)
Тот вид понятий (и вид объяснения понятий), который мы выбираем, вероятно, более тесно и более непосредственно связан с тем, каковы мы и каковы наши общественные институты и ценности, чем, скажем, с современной химической теорией. Исходя из этого, социология философии представляет более доступную и более обещающую для исследователя область.
По некоторой странной причине, которая сама по себе связана с логикой ее идей не явным образом, но тесно связана с ее социальной основой, синдром установок, определяемых как лингвистическая философия, также часто включает враждебность - граничащую с презрением - к социологии. Это широко распространенное и характерное отношение к социологии не основано - говоря мягко - на каком-либо точном, глубоком или полном знакомстве с фактически осуществляющимися социальными исследованиями. Есть исключения из этого, но они, несомненно, являются только исключениями.
По ряду причин это выглядит иронически. Во-первых, сама лингвистическая философия является псевдосоциологией, так же как и псевдометафизикой. Во-вторых, многие из ее постижений логически требуют социологическою исследования, если даже из них вытекает, что социология должна заменить философию. В-третьих, социальные факторы, влияющие на природу лингвистической философии, сами по себе достаточно заметны.
Точно, так же как лингвистическая философия содержит в своих правилах процедуры - в требовании детальных исследований поведенческого контекста речи - некоторую определенную метафизику, она неявно внушает также и некоторую определенную социологию.
Профессор Остин и г-н Уорнок воскресили выживание наиболее приспособленных - или, во всяком случае, достаточно приспособленных - вместе с теорией функционального регулирования общественных институтов; обе эти идеи они применили к языку. (Почему только к языку?) Нужно ли рассматривать все это опять сначала?
Или рассмотрим предположение Остина в том же самом «Президентском послании Аристотелевскому обществу»: было бы нетрудно обнаружить те предрассудки, которые возникают при употреблении слов. У профессора Остина должен быть очень странный взгляд на историю человеческого общества. Это не только довольно трудно вообще, но при помощи предлагаемого им метода - очень подробного, детального исследования нюансов обычного употребления - вышеуказанные предрассудки никогда
нельзя обнаружить. «Предрассудки» возникают в результате нарушения некоторых стандартов разумности, а детальность исследования, конечно, препятствует формулированию стандартов.
Этот явно формулируемый вид социологии, так же как и неявно внушаемый, особенно пагубен, потому что он формулируется en passant, принимается как данное, предполагается, трактуется исключительно как более или менее неопровержимый в ходе серьезного обсуждения незначительных деталей обычного употребления...
Фактически лингвистическая философия требует социологии. Если значение терминов есть их употребление и контекст, то эти контексты и деятельности должны исследоваться серьезно - и без ошибочного предположения, что мы уже достаточно знаем о мире и об обществе, чтобы установить, как фактически функционирует наше употребление слов.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam