Наука и техника Наука и техника - Вызывающая тривиальность
  12.12.2018 г.  
Главная arrow Лингво arrow Слова и вещи arrow Вызывающая тривиальность
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Вызывающая тривиальность
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.02.2011 г.

Замечательной отличительной чертой типичных дискуссий, проходящих между лингвистическими философами, является то, что в них сочетается настойчивое отрицание технических деталей с крайней эзотеричностыо.
Мир есть то, чем он кажется, и он выражается в обычных понятиях - и все же, чтобы увидеть это, требуется философское освещение. Исключительность, которая достигается в конце концов с помощью эзотеричности, гарантируется в общем не особым словарем, а своего рода странностью подхода, странностью приемов. Этот тип установки характерен для дилетанта, для культурного человека, который не является специалистом и который хочет отделить себя, с одной стороны, от бескультурного человека, а с другой - от презираемого «профессионального» специалиста.

Лингвистическая философия как стиль мышления и речи поддерживается этой традицией и в свою очередь поддерживает ее. Мотивы, лежащие в основе приверженности к этой традиции, сходны с мотивами, объясняющими популярность лингвистической философии. Обе эти традиции фактически процветают в одних и тех же местах.
Мелочность, педантичность, отсутствие ясной цели, заведомая тривиальность их обсуждений, или многих из них, может быть объяснена только в терминах Веблена. Вызывающая тривиальность есть своего рода бьющая в глаза пустая растрата (времени, таланта и т. д.). Это может позволить себе не всякий; фактически само существование лингвистической философии в терминах ее собственных оценок своей природы и целей непостижимо для любого человека с практическим уклоном. Если этот вид объяснения обыденного употребления слов действительно устраняет традиционные философские проблемы и если для такого допущения есть основательные причины, какими бы они ни были - формальными или прагматическими, неизъяснимыми или высказанными, то, что ж, давайте, выслушав эти основательные причины, бросим философию и займемся более важными делами. Не к чему столь много времени тратить на умерщвление, тем более не к чему превращать его в искусство для искусства. Это возражение или установка, основанная на полуявном осознании его, есть основная проблема, с которой сталкиваются незадачливые лингвистические философы, осужденные преподавать свое кредо в краснокирпичных университетах. Какими бы приятными и естественными ни были их занятия в Оксфорде, студенты, поступившие в университет в индустриальном городе не без некоторых жертв, не желают посвящать свои занятия приобретению приемов, излечивающих от концептуального заболевания, от которого они вряд ли могут страдать и которое им приходится искусственно прививать, чтобы было на ком практиковать эти приемы. Еще менее привлекательно это для студентов, когда им говорят, что эти приемы могут быть терапевтически неэффективными и должны поэтому приниматься ради них самих как некоторого рода приятное упражнение. Есть нечто особенно комичное в положении этих незадачливых лингвистических философов, осужденных проповедовать свое откровение в современных университетах. В одном таком университете некий философ всегда тратил первый семестр для преднамеренного преподавания старомодной, «патологической» философии с тем, чтобы дать впоследствии возможность своему коллеге ортодоксальными способами излечивать только что зараженных студентов. Нельзя не видеть, что на всем этом можно сберечь много времени.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam