Наука и техника Наука и техника - Философия как институт
  23.10.2018 г.  
Главная arrow Лингво arrow Слова и вещи arrow Философия как институт
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Философия как институт
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
09.02.2011 г.

Полезно рассмотреть лингвистическую философию в связи с проблемой институционализации философии. Философия, грубо говоря, есть рассмотрение основ, коренных свойств и проблем мира, жизни, человека, мышления, общества, наук.
При таком определении философии легко увидеть, почему при институционализации этой области появляются трудности, которые не возникают при институционализации других видов деятельности. Институционализировать некоторую область знания - значит обеспечить устойчивый приток преподавателей и определенную доктрину.

Регулярность такого пополнения философии требуется в конечном счете высокой степенью организации и стабильностью развитых систем образования. Но тот вид таланта или интуиции, который требуется для того, чтобы сказать нечто интересное о фундаментальных вопросах, где нет общепризнанных технических приемов, не поддается регулированию: это ясно из определения, ибо регулирование уже предполагает наличие технических приемов. Фундаментальные концептуальные кризисы, требующие философской переориентации, также не поддаются ни предсказанию, ни регулированию.
Строго говоря, эта проблема возникает только в обществах, которые либо не имеют установленного официального кредо, либо не принимают его всерьез. Там, где есть официальная или/и общепризнанная истина, эта проблема не возникает; философы в подобном обществе имеют перед собой ясно поставленную задачу. Она состоит в толковании познанной и признанной истины. Таково было положение в наших университетах, когда большинство преподавателей по философии получало свои дипломы.
Но различные обстоятельства сделали невозможным сохранение такого положения: расширение функций л новое пополнение университетов, растущая важность науки и техники, упадок религии и значения классического образования (отдельные элементы которых были включены в официальное кредо).
В этой ситуации лингвистическая философия была находкой. Идеи Витгенштейна - или большинство из них,- хотя они, несомненно, разрабатывались не по этим мотивам, вряд ли могли быть более приспособлены для удовлетворения нужд тех, кто должен был преподавать философию и при этом не хотел ни выставлять себя дураком, мистически общаясь с Абсолютом, ни выступать в роли подстрекателя, подрывающего все устои морали и общества (еще менее того - подстрекателя, осужденного сочетать свою поджигательскую деятельность с запоздалым изучением математики).
Профессиональный преподаватель философии должен заниматься толкованием чего-то. Лингвистическая философия предоставляет ему это «что-то», на что он может тратить свое время и таланты: здравый смысл и обычный язык. Это «что-то» не является, с одной стороны, чем-то отталкивающе трансцендентальным или архаическим и, с другой стороны, чем-то смущающе революционным и разрушительным. Оно было осязаемым и к тому же гибким и легко приспосабливающимся к любому вкусу; в то же время оно было в высшей степени доступно и не требовало чрезмерного и болезненного умственного напряжения. Оно дает философу возможность осуществлять толкование - или акушерскую деятельность - дает ему известным образом обмирщенную, официальную религию, или, скорее, нечто обмирщенное, официальное, двусмысленное, удобно расположенное между религией и ее отрицанием. Но ведь компромисс - характерная черта популярных официальных доктрин.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam