Наука и техника Наука и техника - Онтогенетическая связь
  21.11.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Онтогенетическая связь
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
20.05.2011 г.

Онтогенетическая связь нравственного сознания и этического мышления
Способность к моральной и этической рефлексии как духовная реальность неразрывно связана с развитием личности, индивидуального нравственного сознания. В нем можно выделить три фазы: доморальное сознание; конвенциональная обыденная мораль, которой человек руководствуется в период до подросткового и юношеского возраста, а некоторые - на протяжении всей жизни; период автономной морали, когда санкции и нормы интериоризованы, возникли убеждения, на основе которых человек и строит свое поведение. Для последнего периода характерна способность к рациональному обоснованию своих убеждений и идеалов, занятой позиции в конфликтных ситуациях.

До появления самосознания и речи (примерно до 3 лет) трудно еще говорить о морали ребенка в субъективно-психологическом смысле. Это пока еще мораль только во внешнем, объективном, общественном значении этого слова. Моральные действия ребенка до 3-летнего возраста в основном носят непроизвольный характер.
В период после 3 и до 6-7 лет возрастает значение внутренних, психологических условий в моральном развитии ребенка. Воздействие взрослых (наказание, поощрение, одобрение, неодобрение) начинает опираться на желание ребенка быть хорошим, на его моральные мотивы. Но они, правда, только начинают пробивать себе дорогу и встречают сильных конкурентов в лице мотивов гедонистических (стремление к удовольствиям всякого рода), утилитарных (желание добиться определенной практической пользы для себя) и авторитарных (боязнь потерять уважение со стороны авторитетного для ребенка лица).
Основным внешним регулятором зарождающегося морального сознания ребенка является моральная воля родителей (приказ, просьба и т. п.). Голос морали для младшего дошкольника - это прежде всего голос родителей. Внутренний же голос, голос совести, у ребенка находится еще в неравной борьбе с утилитарно-гедонистическими влечениями.
У следующей возрастной группы - младших школьников - мотивация поведения также носит еще экстровертный характер. У младшего школьника, писала Н. К. Крупская, «нет еще собственных критериев, они только-только еще вырабатываются. У него нет еще критического подхода к моральным оценкам».
В возрасте 12-15 лет происходит становление морального характера подростка, т. е. его моральные чувства, воля, ценностные установки, понятия образуют определенную устойчивую совокупность, опирающуюся на сознательность, рациональное осмысление окружающего. Это связано с существенными, качественными сдвигами, которые происходят как в его психофизиологическом, так и в социальном развитии. Однако подросток (12- 13 лет) еще плохо знает себя. «Далеко не всегда,- замечают Б. А. Крутецкий и Н. С. Лукин,- подростки отличаются высоким уровнем самокритичности, нетерпимости к своим недостаткам, умением понимать причины своих ошибок, честно и открыто признаваться в них и стремиться к их устранению».
Однако уже старшие подростки подчеркивают значение собственных моральных качеств и таких важных психологических свойств, как способность человека к саморегуляции своего поведения. «Подростка влечет борьба против всяких нарушений норм коммунистической морали,- замечает В. А. Сухомлинский,- они с большим удовлетворением участвуют в разнообразных постах, рейдах, командах и т. п. В этом проявляется потребность давать нравственную оценку окружающей жизни. Эта потребность по мере обогащения жизненного опыта все больше усиливается и в юности является характерной чертой духовной жизни».
Психологи, изучающие моральные понятия, оценки и идеалы старших школьников (В. А. Крутецкий, И. М. Краснобаев, Т. В. Рубцова и др.), отмечают способность юношей правильно разбираться в значении моральных понятий, их субординации (в соотношении более общих и менее общих принципов). В юношестве образуется определенная система моральных знаний, оценок, идеалов, которую, вслед за Л. И. Божович, можно назвать «нравственным мировоззрением». Внутренним механизмом его формирований выступает этическое мышление - активная работа сознания по осмыслению моральных понятий, знаний, идеалов, прочитанного и увиденного.
Юность (16-18 лет) проявляет самостоятельность как в своих моральных суждениях, так и в мотивах выбора поступка. Овладевая знаниями, познавая окружающий мир теоретически и практически, юноша одновременно «овладевает» и собой: он сознает себя как целостное внутреннее единство и способен к сознательной саморегуляции поведения. Можно сказать, что на этом этапе он становится личностью. Однако идентификация с обществом, его целями и требованиями, моралью, культурой лишь частичная. И чем активнее идет процесс развития и углубления моральной и этической рефлексии, тем более всесторонней и адекватной   становится   идентификация   личности с моралью и культурой.
Важными внутрипсихологическими механизмами становления личности в юношеском возрасте являются формирование теоретического мировоззрения и устойчивого, целостного самосознания. Мировоззрение и самосознание - важнейшие центры человеческого сознания, которые обеспечивают единство отдельных психических функций человека. Они позволяют человеку постоянно связывать, систематизировать, объединять все то, что он узнает об окружающем мире и о себе самом.
Постепенный переход от воспитания к самовоспитанию, от положения объекта воспитания к положению субъекта самовоспитания проявляется во многих феноменах умственной и моральной активности человека. Общим эффектом этого процесса становится жизненный план, с которым юноша или девушка вступают в самостоятельную жизнь. Он включает в себя выбор профессии, идеалы и цели, которые определяют общественное поведение, начало самостоятельной жизни, «старт самостоятельной профессиональной деятельности».
Профессиональная деятельность изменяет нравственный мир человека. Он становится   субъектом   отношений по мере того, как развивается во множестве жизненных ситуаций в качестве объекта отношений со стороны других людей, коллектива и руководителей, людей, находящихся   на   различных социальных позициях и играющих различные роли в истории его развития. Б. Г. Ананьев отмечает, что сознание взрослого (зрелого) человека   обусловлено   прежде всего его трудовой   деятельностью, накладывающей отпечаток на все мировосприятие. Преобразующая мощь трудового воздействия людей на природу, социальные связи, любой объект приложения человеческих сил осознаются в различных   формах   творческой   деятельности   человека, но общим для этих форм является субъективное отношение к труду как главной ценности, образующей внутренний мир человека. «С этой ценностью   связано   развитие личности как деятеля - производителя   материальных и духовных благ для общества, для других людей, основной круг его интересов, привязанностей и   вкусов,   реализованных  идеалов и склонностей, т. е. самых существенных мотивов поведения человека». Конец трудовой деятельности вызывает не только драму сознания, но и дезынтеграцию личности, что выражается в постепенном разрушении «в самом внутреннем мире человека главной ценности - переживания труда как блага, как субъективного творческого отношения к окружающему миру».
Анализ духовного мира взрослеющего и достигшего зрелости человека позволяет сделать вывод о двухкомпонентности «интегративного блока» (М. С. Каган) человеческой психики. В прошлом А. И. Галич, А. А. Потебня, И. М. Сеченов пришли к выводу, что сознание возникло сразу в своих двух формах - в форме предметного сознания и самосознания. Уже маленькие дети, действуя с предметами и наблюдая за изменениями во внешнем мире, возникающими в результате этой их деятельности, познают не только те предметы, с которыми действуют, но и самих себя. Из современных авторов теорию амбивалентного происхождения человеческой психики развивают Ю. М. Бородай, связывающий генезис нравственности с направленностью человеческого сознания на самого себя, М. С. Каган, подчеркивающий диалектические отношения связи и обособления, притяжения и отталкивания, миросозерцания и самосознания, необходимые для выполнения роли регулятора отношений между субъектом и объектом и для организации всего поведения субъекта.
Поскольку объектом для познающего субъекта выступают не только неодушевленные и одушевленные тела природы, но и другой человек, субъект в качественно новой форме отражает этот тип отношений.
Во-первых, благодаря социальности и субъективности объекта (другого человека) познающий субъект лучше осознает самого себя. «В некоторых отношениях,- писал К. Маркс,- человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом: «Я есмь Я», то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».
Во-вторых, на основе установления тождества «я» и «другого» отношение из гносеологического превращается в аксиологическое. Реальное отношение человека к миру - единство познания и оценки. Ценностное отношение к другому человеку результируется в установке, мотивации, моральности субъекта. Размышление над этим отношением есть этическое размышление. Оно снимает противоположность (различие) самосознания и мировоззрения, самосознания и миропонимания. В юношеском возрасте соединение самосознания и миропонимания становится столь прочным, что все другие вопросы рассматриваются через призму этического сознания. Это период самоопределения, выбора профессии, жизненных целей, дорог, создания жизненных планов, оценки образа жизни окружающих, формулировки для самого себя моральных принципов, «кредо», которые мыслятся более возвышенными, чем жизненные принципы окружающих. Этическое мышление стремится «схватить» диалектику общего и отдельного, деятельности и наслаждения, пользы и счастья, долга и свободы выбора и т.п. В гимназическом сочинении «Размышления юноши при выборе профессии» К. Маркс писал: «...опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей».
Таким образом, переход от простейших форм моральной рефлексии (анализ «Я», желаний, стремлений и ограничений) к более высоким (анализ «Я» среди «других», групповых нормативов, ожиданий и т.п.) и высшим (анализ «Я» среди норм морали и культуры), характерный для периода духовного созревания индивида, его становления как личности, представляет естественный процесс становления ценностного отношения к миру в стадии социализации человека, его самоопределения в социуме, формирования моральности, построенной не только на эмоциональной, но и рациональной основе, на стремлении постигнуть подлинную диалектику социальных отношений, причины гармонии духовного мира личности.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam