Наука и техника Наука и техника - Структурно-функциональная связь
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Структурно-функциональная связь
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
27.05.2011 г.

Структурно-функциональная связь нравственного сознания и этического мышления
Бытие этической рефлексии в структуре индивидуального нравственного сознания наиболее зримо проявляется в ее функциональном взаимодействии с другими элементами сознания. Индивидуальное нравственное сознание, сколь бы развитым, индивидуализированным, сложным оно ни было в каждом конкретном проявлении, имеет смысл лишь в соотнесении с моралью как системой требований к поведению человека. По логике морали личность должна принять эти требования и добровольно следовать им.

Нравственное действие - это действие по убеждению в правомерности и истинности морального требования. Моральность личности - это освоенная и принятая ею мораль на уровне убеждений. «Если этого «второго рождения» морального требования в сознании индивида не происходит,- правильно отмечает Б. О. Николаичев,- и моральное требование выступает как нечто постороннее (хотя и не обязательно враждебное), то это означает, что индивид не поднялся на уровень моральной регуляции».
Сказанное позволяет заключить, что функциональную природу моральной и этической рефлексии следует рассматривать прежде всего в соотнесении с убежденностью. Феномен «убежденности» не является простым: во-первых, он имеет сходство с другим психологическим феноменом, каким является «вера»; во-вторых, процесс формирования убеждений может протекать на различных уровнях - теоретическом, связанном с интеллектуальной деятельностью личности, ее образованием и духовными исканиями, и эмпирическом, связанном с практическим участием человека в общественной жизни, формирующей его социальные чувства, житейский опыт и мудрость, нравственные установки. Очевидно, имеет смысл различать эти два вида убежденности, поскольку различны предпосылки и механизмы их формирования.
Психологические механизмы «движения» личности к «эмпирической убежденности» опосредованы такими явлениями, как внушение, степень массовости принятия той или иной нормы, требования и т. п. Такой вид убежденности, возникающей на неосознаваемом уровне, видимо, следует определить как низший. И было бы ошибочным стремиться ограничить формирование убежденности выработкой эмоциональных стереотипов, психологических установок. Эти установки как раз и есть то, что обычно называют верой. «Вера есть вид убеждения, не основанного на доказательстве». В психологическом плане убежденность и вера тождественны. И вера и убежденность служат промежуточным звеном между знанием и практическим действием, объединяют в себе знание и переживание. Оба они опираются на некоторое знание, информацию, которая принимает эмоциональную форму; это - знание, оплодотворенное волей, чувствами и стремлениями человека. Вера и убеждение управляют поступками человека.
Однако в логическом и гносеологическом плане вера и убеждение различны. Они по-разному относятся к знанию, на основе которого вырастают. Вера формируется преимущественно на практически-деятельностном уровне, связанном с участием человека в общественной жизни, непосредственно затрагивая его социальные чувства. Человек, принимающий нечто на веру, не анализирует своих мнений, не подвергает идеи, представления, принципы, обычаи и т. п. суду разума. Можно даже сказать, что разум в этом случае «не вмешивается» в духовную жизнь личности, активно себя проявляет лишь рассудок, устанавливая совпадение или расхождение поступков окружающих тем нормам и понятиям, которые приняты на веру. Человек нередко даже верит вопреки новому практическому опыту, фактам, которые наблюдает, - столь сильна и могущественна оказывается инерция сформировавшихся эмоциональных стереотипов. Вера способна закабалить и подчинить себе человека, сделать его рабом своего чувства.
Убеждение, сложившееся на рациональном уровне, напротив, вырастает на основе накопления, обобщения, осмысления и систематизации как жизненных фактов, так и всех сведений, знаний, представлений, которые выступают первичным логическим материалом для осмысления практического опыта. Рациональные убеждения формируются под воздействием всей системы общественных отношений и духовной культуры. Они формируются в процессе социализации личности в период получения образования и основных общественных навыков. Выработка убеждений есть необходимое условие активного и полнокровного участия в общественной жизни.
Веру формирует окружение, психологические состояния групп или первичных коллективов. В этом ее сила, но в этом же ее непрочность. Всякое верование может быть рано или поздно поколеблено, если оно сталкивается с противоречащим ему знанием или устойчивым психологическим состоянием окружающих, в сферу которого может попасть и «верующая» личность.
Рациональные убеждения опираются на два фактора:   на моральные, и шире - социальные, нормы и установления и на доводы и свидетельства собственного разума. Разумная обоснованность убеждений делает их более прочными и в то же время более гибкими, чем верования. Выработка убеждений требует внутренних усилий, активной работы мысли. Лишь то знание становится убеждением, которое как бы вновь рождается в рефлексирующем мышлении, споре с самим собой. Готовых убеждений не существует. Знание, представление, идея, норма, идеал, принцип, ставшие убеждениями, - это «выстраданные» знания, идеи и т. п., истинность которых личность заново установила для себя. Рациональная   убежденность есть наиболее «основательная» часть духовного мира человека. Рефлексивный процесс выработки убеждений характеризует уровень культуры мышления в целом и более конкретно - уровень этической культуры. Потребность иметь истинные убеждения и отстаивать их - свидетельства развитого нравственного сознания, его приподнятости над обыденным уровнем. «Убеждение должно быть дорого потому только, - писал   В. Г. Белинский - что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше».
Убеждение в истинности своего убеждения (двойная рефлексия) в психологическом плане порождает состояние, которое обычно называют «свободой воли». И наоборот, «привыкая делать все без рассуждения, без убеждения в истине и добре, а только по приказу, человек становится безразличным к добру и злу и без зазрения совести совершает поступки, противные нравственному чувству, оправдываясь тем, что «так приказано». Человек же, стремящийся опираться на убеждения, рефлектировать, спорить с самим собой, со своим «двойником» (А. А. Ухтомский), всегда «открыт» для новой информации, способен пересматривать имеющиеся убеждения, углублять и совершенствовать их.
В каждом действии человек руководствуется обычно не одним, а многими соображениями, побуждается целым комплексом мотивов. В поступках, продиктованных мировоззренческими, политическими, моральными мотивами, в наибольшей степени проявляется социальная сущность человека, его связь с обществом, культурой, историей. В них раскрывается понимание личностью ее места в обществе, представление о смысле и цели жизни. Драма убеждений, обусловленная их столкновением и борьбой, придает историческим событиям трагический характер, делает историю не только естественно-историческим процессом, но и ареной героизма, подвигов, самопожертвования.
Образ мышления, связанный с оценкой поступков, принципов, определением нравственных ориентиров, обычно называют жизненной философией человека. Точнее было бы называть его своим прямым именем - этическим мышлением. Культура этического мышления - не врожденное, а приобретаемое качество. «...Каждый человек является «этиком» лишь на уровне «здравого смысла»». Этически мыслящим человеком на уровне разума он становится под влиянием культурного обогащения. Присущая ему морально-этическая рефлексивность гарантирует нравственную автономность, выработку собственных убеждений, свободное и добровольное принятие нравственных требований.
По нашему мнению, исследование моральной и этической рефлексии на индивидуально-личностном уровне позволяет восполнить пробел в нашем представлении о механизмах как усвоения нравственного опыта человечества, содержащегося в нравах, обычаях, нравственных принципах, мудрых высказываниях, так и его обогащения путем выработки новых представлений, оценок при одновременном критическом пересмотре понятий и императивов, переставших соответствовать поступательному развитию жизни. Благодаря морально-этической рефлексивности личность оказывается способной выходить за узкие рамки наличных требований в сферу мировоззренческого осмысления бытия, противоречий действительности, отношений между логикой жизни и запросами морали.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam