Наука и техника Наука и техника - Структурно-функциональная связь
  12.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Структурно-функциональная связь
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Структурно-функциональная связь
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
27.05.2011 г.

Структурно-функциональная связь нравственного сознания и этического мышления
Бытие этической рефлексии в структуре индивидуального нравственного сознания наиболее зримо проявляется в ее функциональном взаимодействии с другими элементами сознания. Индивидуальное нравственное сознание, сколь бы развитым, индивидуализированным, сложным оно ни было в каждом конкретном проявлении, имеет смысл лишь в соотнесении с моралью как системой требований к поведению человека. По логике морали личность должна принять эти требования и добровольно следовать им.

Нравственное действие - это действие по убеждению в правомерности и истинности морального требования. Моральность личности - это освоенная и принятая ею мораль на уровне убеждений. «Если этого «второго рождения» морального требования в сознании индивида не происходит,- правильно отмечает Б. О. Николаичев,- и моральное требование выступает как нечто постороннее (хотя и не обязательно враждебное), то это означает, что индивид не поднялся на уровень моральной регуляции».
Сказанное позволяет заключить, что функциональную природу моральной и этической рефлексии следует рассматривать прежде всего в соотнесении с убежденностью. Феномен «убежденности» не является простым: во-первых, он имеет сходство с другим психологическим феноменом, каким является «вера»; во-вторых, процесс формирования убеждений может протекать на различных уровнях - теоретическом, связанном с интеллектуальной деятельностью личности, ее образованием и духовными исканиями, и эмпирическом, связанном с практическим участием человека в общественной жизни, формирующей его социальные чувства, житейский опыт и мудрость, нравственные установки. Очевидно, имеет смысл различать эти два вида убежденности, поскольку различны предпосылки и механизмы их формирования.
Психологические механизмы «движения» личности к «эмпирической убежденности» опосредованы такими явлениями, как внушение, степень массовости принятия той или иной нормы, требования и т. п. Такой вид убежденности, возникающей на неосознаваемом уровне, видимо, следует определить как низший. И было бы ошибочным стремиться ограничить формирование убежденности выработкой эмоциональных стереотипов, психологических установок. Эти установки как раз и есть то, что обычно называют верой. «Вера есть вид убеждения, не основанного на доказательстве». В психологическом плане убежденность и вера тождественны. И вера и убежденность служат промежуточным звеном между знанием и практическим действием, объединяют в себе знание и переживание. Оба они опираются на некоторое знание, информацию, которая принимает эмоциональную форму; это - знание, оплодотворенное волей, чувствами и стремлениями человека. Вера и убеждение управляют поступками человека.
Однако в логическом и гносеологическом плане вера и убеждение различны. Они по-разному относятся к знанию, на основе которого вырастают. Вера формируется преимущественно на практически-деятельностном уровне, связанном с участием человека в общественной жизни, непосредственно затрагивая его социальные чувства. Человек, принимающий нечто на веру, не анализирует своих мнений, не подвергает идеи, представления, принципы, обычаи и т. п. суду разума. Можно даже сказать, что разум в этом случае «не вмешивается» в духовную жизнь личности, активно себя проявляет лишь рассудок, устанавливая совпадение или расхождение поступков окружающих тем нормам и понятиям, которые приняты на веру. Человек нередко даже верит вопреки новому практическому опыту, фактам, которые наблюдает, - столь сильна и могущественна оказывается инерция сформировавшихся эмоциональных стереотипов. Вера способна закабалить и подчинить себе человека, сделать его рабом своего чувства.
Убеждение, сложившееся на рациональном уровне, напротив, вырастает на основе накопления, обобщения, осмысления и систематизации как жизненных фактов, так и всех сведений, знаний, представлений, которые выступают первичным логическим материалом для осмысления практического опыта. Рациональные убеждения формируются под воздействием всей системы общественных отношений и духовной культуры. Они формируются в процессе социализации личности в период получения образования и основных общественных навыков. Выработка убеждений есть необходимое условие активного и полнокровного участия в общественной жизни.
Веру формирует окружение, психологические состояния групп или первичных коллективов. В этом ее сила, но в этом же ее непрочность. Всякое верование может быть рано или поздно поколеблено, если оно сталкивается с противоречащим ему знанием или устойчивым психологическим состоянием окружающих, в сферу которого может попасть и «верующая» личность.
Рациональные убеждения опираются на два фактора:   на моральные, и шире - социальные, нормы и установления и на доводы и свидетельства собственного разума. Разумная обоснованность убеждений делает их более прочными и в то же время более гибкими, чем верования. Выработка убеждений требует внутренних усилий, активной работы мысли. Лишь то знание становится убеждением, которое как бы вновь рождается в рефлексирующем мышлении, споре с самим собой. Готовых убеждений не существует. Знание, представление, идея, норма, идеал, принцип, ставшие убеждениями, - это «выстраданные» знания, идеи и т. п., истинность которых личность заново установила для себя. Рациональная   убежденность есть наиболее «основательная» часть духовного мира человека. Рефлексивный процесс выработки убеждений характеризует уровень культуры мышления в целом и более конкретно - уровень этической культуры. Потребность иметь истинные убеждения и отстаивать их - свидетельства развитого нравственного сознания, его приподнятости над обыденным уровнем. «Убеждение должно быть дорого потому только, - писал   В. Г. Белинский - что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше».
Убеждение в истинности своего убеждения (двойная рефлексия) в психологическом плане порождает состояние, которое обычно называют «свободой воли». И наоборот, «привыкая делать все без рассуждения, без убеждения в истине и добре, а только по приказу, человек становится безразличным к добру и злу и без зазрения совести совершает поступки, противные нравственному чувству, оправдываясь тем, что «так приказано». Человек же, стремящийся опираться на убеждения, рефлектировать, спорить с самим собой, со своим «двойником» (А. А. Ухтомский), всегда «открыт» для новой информации, способен пересматривать имеющиеся убеждения, углублять и совершенствовать их.
В каждом действии человек руководствуется обычно не одним, а многими соображениями, побуждается целым комплексом мотивов. В поступках, продиктованных мировоззренческими, политическими, моральными мотивами, в наибольшей степени проявляется социальная сущность человека, его связь с обществом, культурой, историей. В них раскрывается понимание личностью ее места в обществе, представление о смысле и цели жизни. Драма убеждений, обусловленная их столкновением и борьбой, придает историческим событиям трагический характер, делает историю не только естественно-историческим процессом, но и ареной героизма, подвигов, самопожертвования.
Образ мышления, связанный с оценкой поступков, принципов, определением нравственных ориентиров, обычно называют жизненной философией человека. Точнее было бы называть его своим прямым именем - этическим мышлением. Культура этического мышления - не врожденное, а приобретаемое качество. «...Каждый человек является «этиком» лишь на уровне «здравого смысла»». Этически мыслящим человеком на уровне разума он становится под влиянием культурного обогащения. Присущая ему морально-этическая рефлексивность гарантирует нравственную автономность, выработку собственных убеждений, свободное и добровольное принятие нравственных требований.
По нашему мнению, исследование моральной и этической рефлексии на индивидуально-личностном уровне позволяет восполнить пробел в нашем представлении о механизмах как усвоения нравственного опыта человечества, содержащегося в нравах, обычаях, нравственных принципах, мудрых высказываниях, так и его обогащения путем выработки новых представлений, оценок при одновременном критическом пересмотре понятий и императивов, переставших соответствовать поступательному развитию жизни. Благодаря морально-этической рефлексивности личность оказывается способной выходить за узкие рамки наличных требований в сферу мировоззренческого осмысления бытия, противоречий действительности, отношений между логикой жизни и запросами морали.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam