Наука и техника Наука и техника - Социальная обусловленность этического сознания
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Социальная обусловленность этического сознания
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
02.07.2011 г.

Как соучастник исторических событий и член общностей, являющихся субъектами социальных процессов, личность характеризуется определенной глубиной осознания и переживания исторического процесса, «чувством истории», как можно было бы назвать такое переживание.
Б. Г. Ананьев
Культурно-исторические факторы формирования этического сознания
Характер взаимодействия морального сознания и этических воззрений, несомненно, имеет свои исторические формы не только в гносеологическом плане, но и в социально-психологическом. Если исследователю удастся хотя бы в какой-то степени реконструировать духовный мир человека определенной эпохи, это позволит ему понять и мир нравственных переживаний конкретного человека, и мировоззренческие ориентации этической мысли, и степень взаимодействия, взаимопроникновения массового морального сознания и «кабинетного умствования».

 Эта задача - попытаться проникнуть в глубь человеческого сознания и мировосприятия, выявить его структуру и роль в общем историческом движении - все шире признается в науке как задача первостепенной важности. Благодаря ее решению анализ детерминации духовных процессов переходит от внешней описательности к пониманию механизмов детерминации.
В последние годы появился ряд глубоких исследовании детерминации моральных процессов. Попутно раскрываются и вопросы детерминации этических воззрений. Различие между детерминацией морали и этических воззрений можно усмотреть в том, что совокупность факторов, влияющих на этические воззрения,   несравненно   больше,   чем совокупность   факторов, обусловливающих мораль. Мораль более «жестко» детерминирована экономическими и политическими процессами, этические взгляды - менее «жестко», здесь больше действует закономерность внутренней детерминации общественного сознания в целом и его отдельных форм, видов, состояний (А. К. Уледов). Этические учения невозможно понять вне социальных и индивидуальных факторов; они несут на себе не только печать своего времени, его социальных проблем, потрясений, раздумий, поисков путей, столкновения социальных сил,   но   также   и  особенности личности их творца и «пророка».
Внимание философов и историков все больше стало уделяться вопросам методологии исследования духовных процессов в контексте культурно-исторического анализа. Работы А. Я. Гуре-вича, Г. С. Кнабе, А. Ф. Лосева, Т. И. Ойзермана и других содержат конструктивные идеи, которые с известными оговорками могут быть применены и к анализу этического сознания. К числу таких идей относится, в частности, идея системного подхода.
«...Избирая объектом анализа... отрасли духовной деятельности людей эпохи средних веков, - пишет А. Я. Гуревич, - мы не должны изолировать данную сферу этой   деятельности из более широкого культурно-исторического контекста, ибо только в рамках этой целостности, которую мы называем средневековой культурой, можно правильно понять те или иные его компоненты». Очевидно, что эта методология - не частный случай, применимый лишь к названной эпохе, она имеет всеобщее значение. Пытаясь понять взаимодействие морального сознания и этических представлений и поучений в эпоху античности, его (взаимодействие) также следует анализировать в контексте   всей античной культуры; точно так же в соответствующем контексте следует рассматривать этические процессы эпохи Возрождения, нового времени, капитализма, империализма, эпохи строительства социализма, а затем его развитой стадии.
Культурно-исторический контекст предполагает вычленение не только экономических, социально-классовых, сословных, политических факторов формирования этических концепций, но и общей мировоззренческой ориентации времени, детерминанты духовной жизни эпохи. Такое вычленение определяющего для данной культуры духовного фактора может объяснить, почему в ту или иную эпоху этическое сознание как в обыденной, так и в теоретической (идеологической) форме приобретало именно данную, а не какую-либо иную форму.
Борьба социальных сил, противоречия и конфликты отражаются прежде всего в мироощущении на основе синтеза индивидуальной и коллективной, групповой и классовой рефлексии, эмоциональных реакций, а затем уже приобретают логическую форму философско-этической рефлексии (этического учения). Философско-этическая рефлексия является не первичной, она опосредуется другими, более непосредственными формами социально-психологического отражения действительности.
С другой стороны, этическая рефлексия (этические учения) несет на себе отпечаток и более опосредованных видов рефлексии, как бы «верхних этажей» духовной культуры. Ретроспективный взгляд на историю этики и философии показывает, что характер этических конструкций находится в тесной зависимости от понимания субстанции. Философское понимание субстанции неизменно доводилось до представления о субстанциальности человеческого бытия, из которого следовали этические выводы - моральные рекомендации и наставления. Так, например, в философии жизни (XIX в.) субстанциалистское представление о мире как воле вызвало к жизни два несхожих между собой этических мировосприятия и соответствующие концепции (в которых в неосознанном виде присутствует «тяга» к свободной жизнедеятельности): в одном случае   человеку   предписывается в качестве его высшего человеческого и нравственного долга противостоять воле и миру, как он есть (Шопенгауэр), в другом - выдвигается идеал мира, в котором гибнут слабые и неприспособленные, но выживают сильные личности, свободные от всяких нравственных добродетелей (Ницше).
Установление связи между этическим сознанием в его теоретической форме и философским пониманием субстанции является еще одним подтверждением в пользу вывода об амбивалентном характере философского мышления; относительной самостоятельности этического сознания, несводимости его к нравственным императивам конкретной эпохи и класса, сословия; неразрывной связи этического сознания с философским мышлением и нравственным сознанием. Бытие этического сознания находится где-то посредине между философской рефлексией о мире и нравственным мироощущением: этическое мышление исходит из реальной нравственности и в то же время апеллирует к высшим концептам, ищет субстанциальную основу для морального сознания.
Эта слитность задач познания мира и определения путей нравственного действия проходит через всю историю культуры, характеризует весь путь домарксистской социально-этической мысли. Начинается он у древних; у Платона выступает как
остаток прежних представлений, а позднее - как продукт неразвитости метода мышления. В диалоге Платона «Политик» история человечества, поступки людей непосредственно связаны с учением о космическом движении. «Удивительным образом,- пишет А. Ф. Лосев,- Платон объединяет здесь преступление Атрея с нарушением правильного движения Солнца... Жена царя Атрея похищает у него символ его царской власти, золотого ягненка, и дарит его своему возлюбленному Фиесту, брату Атрея. Атрей мстит изменнице тем, что бросает ее в море, а Фиеста угощает мясом его изжаренных детей. После этого страшного преступления солнце сбивается со своего небесного пути и весь космос теряет правильность своего движения, начиная двигаться так, будто никто из богов не заботится о нем, и подчиняясь только воле «судьбы и своему собственному вожделению». В дальнейшем, правда, преступление Атрея теряет свою силу и небесный свод восстанавливает свое правильное движение. Происходит это благодаря тому, что божество, начиная чувствовать жалость к болезненному состоянию человека и космоса, близкому к полному хаосу, и восстанавливая правильное движение, исправляет преступные пути человечества».
В этом диалоге Платона этическое понимание «правильного», «справедливого» в жизни имплицитно включено в мироощущение целостности, гармонии, упорядоченности. Там, где эта целостность, гармония, исчезает, этическое сознание обнаруживает активность, выражает недовольство. В дальнейшем мы увидим, что и в наше время вспышки технофобии стали возможны в условиях дисгармонии человека и техники, общества и техники, или пробуждение экологического сознания, включающего в себя и этический аспект, как реакция на конфликт человек- природа, техника - природа.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam