Наука и техника Наука и техника - Человек без Я
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Человек без Я
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
29.07.2011 г.

В книге «Человек без Я. Как вновь обрести счастье?» Бодамер ставит своего рода диагноз: человек таков, будто он потерял свое «Я». В непрерывном потоке информации, рекламы, массовых представлений, он, увлекаемый цивилизаторским честолюбием постоянного стремления к высшему жизненному стандарту, оказывается неспособным поставить свою жизнь в центр совершающихся вокруг него процессов, от чего она становится пустой и бессмысленной. Сходные выводы, в которых наряду с гротесками угадываются и реальные тенденции, делают также Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд, Г. Рид, Э. Фромм и др.

Откуда берет свое истинное начало это этизированное мировоззрение технофобов? Очевидно, что называемая ими культурно-историческая среда - индустриальное общество и подлинная основа этого социально-этического пессимизма не тождественны. Технофобия как социально-этическая концепция и технофобизм как массовое мировоззрение черпают силы из гигантского резервуара неуверенности в будущем, политической недоверчивости рядового члена общества к политиканам, не раз ввергавшим его в экономические катастрофы и мировые войны; из психологии стихийного индивидуализма и взаимной враждебности, национальной неприязни и расовой исключительности, накопившихся в обыденном сознании людей за долгую историю антагонистических обществ.
Победа социализма и построение развитого социалистического общества подтвердили известное положение марксизма, что в процессе социальных изменений происходит и «массовое изменение людей», что революция с необходимостью не только уничтожает капитализм, но и избавляет   людей от мерзостей старого, частнособственнического  общества, утверждает достоинство и ценность человеческой личности. Индивидуальное сознание людей постепенно освобождается от предрассудков, иллюзий, заблуждений и приобретает черты социалистического общественного сознания. Успешно преодолеваются такие явления в общественной психологии, унаследованные от прошлого, как недоверие, пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, униженность и подобострастие. В сфере социально-психологического общения утверждаются коллективизм, взаимопомощь, сотрудничество, гуманизм, а в личностно-духовном плане происходит углубление рефлексивности, способности не только к критическому восприятию действительности, но и нормотворчеству в морали и культуре.
Между массовым   моральным   сознанием и этико-теоретической деятельностью складывается новый тип отношений. Субъектом   идеологического   творчества в сфере   морали   выступают трудовые коллективы и партийные организации, съезды КПСС и ее Центральный Комитет, формулирующие принципы и нормы нравственной деятельности и нравственных отношений, вытекающие из общих и частных задач коммунистического строительства. Процесс идеологического   нормотворчества в сфере морали опирается на мировоззренческое  творчество широких народных масс. Социалистический образ  жизни   формирует у советских людей социально-психологическое состояние   уверенности  в завтрашнем дне, чувства «защищенности» от житейских случайностей, личной сопричастности к происходящим событиям и т. п., что побуждает их постоянно заглядывать в будущее, оценивать хозяйственную, организаторскую, управленческую деятельность с позиций высшего блага, нравственного идеала - перспектив всестороннего и гармонического  развития  личности. Активная деятельность в производственно-экономической, управленческой, педагогической  и  прочих  сферах,  необходимость принимать коллективные и индивидуальные решения, брать на себя ответственность за их выполнение, высокое чувство собственного достоинства   сделали  миллионы и миллионы людей способными к творчеству новых моральных норм,   затрагивающих многие области общественной и личной жизни. Формулирование новых оценок, норм,  суждений происходит во всех трех сферах действия морального фактора - непосредственной, опосредованной и совместно-вспомогательной. Эта тенденция значительно усилилась с вступлением общества в стадию развитого социализма, с углублением демократических основ советского образа жизни, развертыванием научно-технической революции. НТР реализуется в деятельности людей и во имя людей, для блага настоящих и будущих  поколений,  поэтому она усиливает  взаимодействие мировоззренческих и идеологических элементов морального сознания. Это взаимодействие проявилось в обсуждении экологических  проблем и принятии  закона об охране  окружающей среды, общественном внимании к разработке норм профессиональной этики, кодексов профессиональной чести, норм научной организации труда, литературы и т. п.
В тесном взаимодействии духовных факторов - науки и морали, знания и мировоззрения, знания и личностной нравственной позиции - четко проглядывает та конкретно-историческая ситуация, которая характеризует культуру социализма.
Говоря об относительно высоком уровне существующих нравственных отношений (хотя еще и неравномерно развитых в различных сферах индивидуальной человеческой деятельности), зрелости этического сознания, мы в то же время «должны постоянно говорить о формировании социалистического образа жизни как о задаче, которую необходимо выполнить в ходе длительного процесса».
Дальнейший подъем нравственной культуры общества неотделим от выполнения этой задачи.

Последнее обновление ( 29.07.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam