Наука и техника Наука и техника - Человек без Я
  19.11.2018 г.  
Главная arrow Сознание arrow Этическое сознание arrow Человек без Я
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Человек без Я
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
29.07.2011 г.

В книге «Человек без Я. Как вновь обрести счастье?» Бодамер ставит своего рода диагноз: человек таков, будто он потерял свое «Я». В непрерывном потоке информации, рекламы, массовых представлений, он, увлекаемый цивилизаторским честолюбием постоянного стремления к высшему жизненному стандарту, оказывается неспособным поставить свою жизнь в центр совершающихся вокруг него процессов, от чего она становится пустой и бессмысленной. Сходные выводы, в которых наряду с гротесками угадываются и реальные тенденции, делают также Ж. Эллюль, Л. Мэмфорд, Г. Рид, Э. Фромм и др.

Откуда берет свое истинное начало это этизированное мировоззрение технофобов? Очевидно, что называемая ими культурно-историческая среда - индустриальное общество и подлинная основа этого социально-этического пессимизма не тождественны. Технофобия как социально-этическая концепция и технофобизм как массовое мировоззрение черпают силы из гигантского резервуара неуверенности в будущем, политической недоверчивости рядового члена общества к политиканам, не раз ввергавшим его в экономические катастрофы и мировые войны; из психологии стихийного индивидуализма и взаимной враждебности, национальной неприязни и расовой исключительности, накопившихся в обыденном сознании людей за долгую историю антагонистических обществ.
Победа социализма и построение развитого социалистического общества подтвердили известное положение марксизма, что в процессе социальных изменений происходит и «массовое изменение людей», что революция с необходимостью не только уничтожает капитализм, но и избавляет   людей от мерзостей старого, частнособственнического  общества, утверждает достоинство и ценность человеческой личности. Индивидуальное сознание людей постепенно освобождается от предрассудков, иллюзий, заблуждений и приобретает черты социалистического общественного сознания. Успешно преодолеваются такие явления в общественной психологии, унаследованные от прошлого, как недоверие, пессимизм, неуверенность в завтрашнем дне, униженность и подобострастие. В сфере социально-психологического общения утверждаются коллективизм, взаимопомощь, сотрудничество, гуманизм, а в личностно-духовном плане происходит углубление рефлексивности, способности не только к критическому восприятию действительности, но и нормотворчеству в морали и культуре.
Между массовым   моральным   сознанием и этико-теоретической деятельностью складывается новый тип отношений. Субъектом   идеологического   творчества в сфере   морали   выступают трудовые коллективы и партийные организации, съезды КПСС и ее Центральный Комитет, формулирующие принципы и нормы нравственной деятельности и нравственных отношений, вытекающие из общих и частных задач коммунистического строительства. Процесс идеологического   нормотворчества в сфере морали опирается на мировоззренческое  творчество широких народных масс. Социалистический образ  жизни   формирует у советских людей социально-психологическое состояние   уверенности  в завтрашнем дне, чувства «защищенности» от житейских случайностей, личной сопричастности к происходящим событиям и т. п., что побуждает их постоянно заглядывать в будущее, оценивать хозяйственную, организаторскую, управленческую деятельность с позиций высшего блага, нравственного идеала - перспектив всестороннего и гармонического  развития  личности. Активная деятельность в производственно-экономической, управленческой, педагогической  и  прочих  сферах,  необходимость принимать коллективные и индивидуальные решения, брать на себя ответственность за их выполнение, высокое чувство собственного достоинства   сделали  миллионы и миллионы людей способными к творчеству новых моральных норм,   затрагивающих многие области общественной и личной жизни. Формулирование новых оценок, норм,  суждений происходит во всех трех сферах действия морального фактора - непосредственной, опосредованной и совместно-вспомогательной. Эта тенденция значительно усилилась с вступлением общества в стадию развитого социализма, с углублением демократических основ советского образа жизни, развертыванием научно-технической революции. НТР реализуется в деятельности людей и во имя людей, для блага настоящих и будущих  поколений,  поэтому она усиливает  взаимодействие мировоззренческих и идеологических элементов морального сознания. Это взаимодействие проявилось в обсуждении экологических  проблем и принятии  закона об охране  окружающей среды, общественном внимании к разработке норм профессиональной этики, кодексов профессиональной чести, норм научной организации труда, литературы и т. п.
В тесном взаимодействии духовных факторов - науки и морали, знания и мировоззрения, знания и личностной нравственной позиции - четко проглядывает та конкретно-историческая ситуация, которая характеризует культуру социализма.
Говоря об относительно высоком уровне существующих нравственных отношений (хотя еще и неравномерно развитых в различных сферах индивидуальной человеческой деятельности), зрелости этического сознания, мы в то же время «должны постоянно говорить о формировании социалистического образа жизни как о задаче, которую необходимо выполнить в ходе длительного процесса».
Дальнейший подъем нравственной культуры общества неотделим от выполнения этой задачи.

Последнее обновление ( 29.07.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
   
designed by sportmam