Наука и техника Наука и техника - Индивидуальные факторы формирования
  11.12.2018 г.  
Главная
Главное меню
Главная
Новости
Блог
Ссылки
Контакты
Поиск
Карта сайта
Философия
Сознание
Материализм
Лингво
Эволюция
Кибернетика
Био
Эмоции
Живое
Психика
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Индивидуальные факторы формирования
Рейтинг: / 0
ХудшаяЛучшая 
05.08.2011 г.

Индивидуальные факторы формирования, распространения и усвоения этического сознания
При анализе факторов воздействия на развитие этического сознания нельзя ограничиваться рассмотрением лишь социально-необходимых - экономических и многообразных   социально-культурных. В процессе выработки и распространения этического мировоззрения и теоретических концепций немалая роль принадлежит личности.  А. Ф. Шишкин и К. А. Шварцман справедливо подчеркивают, что на особенностях моральных предписаний, доктрин и теорий в том или ином обществе, в тот или иной период его развития лежит не только печать своеобразия данного, общества, его особых черт, но и отпечаток личности творцов этих моральных доктрин и теорий, т. е. элемент совершенно случайный по отношению к закономерному ходу развития социально-этической мысли.

«Даже в тех философско-этических системах, которые можно рассматривать как узловые пункты закономерного   развития   этической   мысли, - пишут они, - мы найдем немало такого, что представляет собой элемент, связанный только с индивидуальностью их авторов. На этической системе Гегеля можно   обнаружить отпечаток его индивидуальности, равно как в интерпретации гегелевского учения о морали и нравственности,   которую давал В. Г. Белинский в 30 - 40-е годы, можно обнаружить неповторимое своеобразие его личного характера. Разнообразны и индивидуальные особенности восприятия людьми моральных  требований  общества   (класса),  разнообразна индивидуальная   оценка   человеком   своих и чужих поступков
и т. д.».
Процесс выработки этического сознания в виде мировоззренческой модели человеческих отношений, нормы, законченной моральной доктрины и т. п., несомненно, имеет свои особенности, Непосредственным источником этического сознания оказывается система противоречивых отношений, составляющих одновременна и образ жизни индивида, и драму его сознания: противоречие между духовным потенциалом личности и ограниченностью возможностей для деятельности, обусловленной конкретно-историческим характером общественных отношений; противоречие между потребностями личности и возможностями их удовлетворения либо в силу характера общественных отношений, либо в силу физических ограниченностей данного человека; противоречие между ролевой сущностью человека и его личностными качествами; противоречие между социальностью и индивидуальностью. Система этих противоречий, очевидно, есть то, что Л. Сэв обобщенно называет парадоксом индивидуальности и парадоксом человечества: каждый индивид своеобразен, но его своеобразие несет в себе форму человеческого существования.
Проявление индивидуальности может быть уже в акте социализации. Усвоение культуры предполагает активное вхождение в многообразные  связи с обществом. Само же  установление этих связей, во-первых, есть активность, поскольку субъект не способен ни теоретически, ни аксиологически освоить общественную культуру без своего   заинтересованного отношения; во-вторых, воспроизведение того, что создано предшествующими поколениями, а применительно к моральной сфере - усвоение и воспроизведение в поведении моральных норм; в-третьих, внесение творческого момента, развитие усваиваемого опыта и ценностей.
Соотношение этих трех элементов в процессе социализации в деятельности каждого конкретного человека является различным, различна и мера активности,   способности к воспроизведению и тем более мера творчества. Неодинаково также соотношение между практическим  воздействием и духовным  освоением. Из сочетания названных моментов складывается неповторимость человеческого   существования.   Как  заметил Б. Т. Григорьян, «человек - единственное существо, не имеющее предопределенной природой жизненной программы. Уже в самом начале культурной истории он оказывается перед открытой задачей, перед необходимостью и возможностью самому выбирать свой образ жизни, создать самого себя и свой жизненный мир... Сущность человека не предшествует существованию, она возникает и складывается   в   специфических   условиях   культурно-социального бытия,   является   результатом   предметного   материального и духовно-нравственного творчества человека».
Человек не есть просто продукт окружающей среды, он и сам участвует в ее формировании. Находясь в определенных социальных взаимосвязях с другими людьми, человек в процессе деятельности изменяет как внешние условия, так и свой внутренний мир, самого себя.
Поддержка среды или сопротивление ей - это прежде всего акт аксиологического отношения, которое выявляет не столько свойства объекта, сколько их ценность, значимость для удовлетворения потребностей субъекта. Причем в различных типах ценностного отношения субъект неодинаково воспринимает свойства объектов и их значимость. Он может, например, согласиться с субъективностью вкусовых ощущений, но ему труднее или почти невозможно признать субъективность своей моральной оценки. Моральное восприятие явлений О. Г. Дробницкий сравнил с общегуманитарным мировосприятием. Подобно тому как историк, обозреватель нравов, культуролог не способны разделить свою субъективную позицию и объективно-беспристрастное, безличное описание фактов, так и в моральном воззрении мы зачастую встречаемся с уверенностью, что «субъективная убежденность в чем-то и есть подлинный смысл действительности и что «оправданное» волепринуждение в конечном итоге совпадает с «истинным интересом» человека. Все это потому, что в нравственности, как и в гуманитарном воззрении, субъект сознания и действия не отделяет себя от мира («человеческой реальности») и не смотрит на себя только «со стороны», а, напротив, воспринимает себя самого как часть раскрывающейся перед ним действительности, истории, поля бытия человека; видит в себе, как и во всем окружающем, воплощение человеческой культуры, наследником, воспреемннком и одновременно созидателем которой является он сам».
Сказанное проливает свет на исторические драмы сознания. Многие мыслители прошлого оставили неизгладимый след в этическом мировоззрении и духовной культуре благодаря раскрытию своей личной драмы как общечеловеческой, глубокому выявлению ее социального смысла и умению пропагандировать свое нормативное учение и ставить под его знамена многочисленных почитателей и подражателей. Другие же, наоборот, оказали огромное воздействие на общественность благодаря тому, что волновавшие современников социальные проблемы и противоречия восприняли как свои личные и предложили решение, оказавшееся для некоторых социальных групп в данной ситуации приемлемым.

 
« Пред.   След. »
Техника
Техтворчество
Машины
Курьезы
История техники
Непознанное
НЛО
Опросы
В России установился строй:

Кто на сайте?
   
designed by sportmam